Ковид не ушел из аптек. Обзор аптечных продаж медизделий по итогам 2024 года

18.03.2025
Нелекарственный ассортимент аптек стабильно держится ниже отметки 20% с 2020 года. В нем медизделия в денежном обороте занимают вторую строчку, сразу после БАД. Это связано с тем, что потребители «перетекают» в альтернативные каналы продаж. Но некоторые категории активно растут в аптеках, например тесты для определения COVID-19 и вирусов гриппа.
Фото: filistimlyanin/ru.123rf.com

Как меняется рынок медизделий

Изделия медицинского назначения (ИМН) занимают особое место в нелекарственном ассортименте аптек с долей порядка 32,8% от розничного оборота в рублях (совокупно вторая строчка после БАД). Эта категория включает инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и другие изделия, применяемые в медицинских целях и зарегистрированные в установленном законодательством порядке. В дополнение к хорошо известным маскам, перчаткам, бинтам, шприцам и презервативам медицинские изделия также включают такие категории, как диагностические тесты, моче- и калоприемники, катетеры, зонды, небулайзеры, аспирационные системы и многое другое.

В обзоре приведены наиболее крупные группы медизделий (рис. 1). Подгруппа «Изделия медицинского назначения» внутри сегмента включает более 100 типов товаров (пипетки, перчатки, солевые растворы), поэтому отдельно в обзоре не рассматривается.

8-1.jpg (58 KB)

Влияние онлайн-продаж приводит к тому, что не все группы ИМН показывают высокую динамику. Диагностические приборы и средства барьерной контрацепции — это яркие примеры, где конкуренция между аптекой и маркетплейсом наиболее сильная, поэтому мы наблюдаем снижение в натуральном выражении в аптечных продажах (рис. 2).

8-2.jpg (49 KB)

Есть группы товаров, которые традиционно считались аптечным ассортиментом, но объем их продаж на маркетплейсах заметно превышает продажи в аптеках. Например, реализация ирригаторов суммарно на четырех площадках (Яндекс Маркет, Ozon, Wildberries, Магнит Маркет) в 10 раз больше, чем в аптеках. Для тонометров, ингаляторов и термометров аптека пока остается основным каналом продаж, но конкуренцию ключевым производителям на маркетплейсах создает большое количество китайских поставщиков. Аптечный объем продаж тонометров составил 8 млрд руб., их реализация на маркетплейсах — 2,8 млрд руб., для ингаляторов суммы продаж находятся на уровне 3,7 млрд руб. и 1 млрд руб. соответственно, у термометров — 2,6 млрд и 0,76 млрд руб.

Диагностические приборы и средства

Несмотря на заметное снижение доли диагностических приборов и средств, эта группа медицинских изделий остается самой востребованной у потребителей аптек. В 2024 году аптеки реализовали 38 млн упаковок диагностических приборов и средств, что ниже аналогичного показателя 2023 года ...

Полный текст доступен только подписчикам

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.