Кто виноват и что делать с синтетическим фарминтеллектом? Обзор эволюции и революции ИИ в мировой и российской фарме

09.09.2025
Термин «искусственный интеллект», а точнее — его не совсем правильный перевод на русский язык, не полностью отражает перспективы и возможности этого направления. Скорее, нужно говорить о синтезе интеллекта, логики, анализа и безграничных объемах данных. Информационная революция, с одной стороны, позволила накапливать огромный пласт информации практически обо всем. С другой — почти похоронила возможность превратить его в значимую информацию, полезную для принятия быстрых и эффективных решений. 
Фото: из личного архива

Герман Иноземцев, вице-президент медико-фармацевтического направления проекта PharmGPT

Говори по-человечески

Фармацевтические компании используют ИИ для углубленной сегментации аудитории и персонализации коммуникаций с врачами и пациентами. 

Алгоритмы машинного обучения анализируют массивы данных (поведение врачей, история покупок пациентов, запросы в интернете и пр.) и позволяют создавать гиперперсонализированные маркетинговые кампании. 

Для персонализации используются алгоритмы machine/deep learning и методы NLP (natural language processing) для анализа текстовых данных о клиентах. Нередко внедряются рекомендательные системы, обученные на поведенческих данных, а также основанные на предиктивных моделях. Большие языковые модели (LLM) также начинают применяться, например, для анализа предпочтений врачей на основании их запросов в меддепартамент или их бесед с медпредставителями. Благодаря более точному попаданию в интересы аудитории улучшается отклик и конверсия, как среди врачей, так и среди пациентов. 

Появление мощных генеративных моделей (LLM вроде GPT-4 для текста, диффузионных моделей для изображений и видео) дало фарммаркетологам новые инструменты для автоматизации создания контента. Генеративный ИИ способен за считаные секунды генерировать тексты, изображения и даже ролики. 

Затраты на персонализированный маркетинг могут снижаться за счет автоматизации — многие рутинные задачи (сегментация базы, подбор контента под сегмент) берет на себя ИИ. 

2018 год. Первые эксперименты с генерацией текстов в маркетинге. 

2023 год. Выход в свободный доступ мощных моделей ChatGPT, Midjourney, что привело к массовому всплеску интереса к ИИ. 

2024 год. Практически все крупные фармкомпании в мире начали пилотные проекты по использованию генеративного ИИ в маркетинге. 

В России персонализированный маркетинг пока в стадии становления. Бизнес экспериментирует с сегментацией на основе данных из собственных цифровых платформ и медицинских порталов.  ИИ уже применяется для фокусирования e-визитов, а также для адаптации сайтов под разные профили врачей.

Novartis внедрила ИИ-модели, прогнозирующие вовлеченность врачей, в зависимости от канала коммуникации, и на основе этих прогнозов оптимизировала стратегию (перераспределила бюджеты на те каналы, где ИИ ожидает максимальный ROI1).  

Тщательнее нужно, тщательнее

Для отрасли, где маркетинг традиц...

Для чтения статей необходимо авторизоваться
Вам необходимо войти в свой аккаунт, либо зарегистрировать новый.
Войти

Нет комментариев

Комментариев:

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь

Воспроизведение материалов допускается только при соблюдении ограничений, установленных Правообладателем, при указании автора используемых материалов и ссылки на портал Pharmvestnik.ru как на источник заимствования с обязательной гиперссылкой на сайт pharmvestnik.ru