Мониторинг парализовал движение

Импорт лекарств в Россию в январе—августе 2020 года определяла регуляторика

27.10.2020
На протяжении последних 10—11 месяцев поставки готовых препаратов в Россию определялись не столько вопросами спроса и результативностью конкурентной борьбы, сколько проблемами административного порядка — ожиданием запуска и фактическим стартом системы мониторинга движения лекарственных препаратов (МДЛП). Импортеры дважды резко активизировали поставки — сначала в октябре—ноябре 2019 года, потом в июне 2020 года. В обоих случаях рост сменялся провалом отгрузок в последующие месяцы.

Объем и динамика

Перечисленные тенденции, в основном, касались импорта готовых лекарств — их поставки в Россию в 2019 году выросли на 42,8% и достигли абсолютно рекордных 759,3 млрд руб. (в ценах с учетом стоимости таможенной очистки, включая НДС). Результаты периода с января по август 2020 года оказались не в пример хуже, даже несмотря на активную работу участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в июне 2020 года — -21% в рублях за восемь месяцев (рис. 1).

18-1.jpg (40 KB)

Компаниям, ориентированным на импорт in bulk, остаться в стороне от описанных тенденций тоже не получилось. В октябре 2019 года и июне 2020 года здесь также фиксировались выраженные пики отгрузок, которые затем сменялись спадом, но общая рублевая динамика отгрузок и в 2019 году, и в январе—августе 2020 года из плюсовых значений не выходила, +22,7 и 17,4% соответственно.

Значительный объем поставок нерасфасованных препаратов приходится на препараты, которые закупаются за счет бюджетных средств, и здесь проблема маркировки носит далеко не первоочередной характер как с точки зрения допущенного в обращение количества упаковок (их заметно меньше), так и в отношении средних цен на подобную продукцию (они в среднем выше, чем в рознице).

18-2.jpg (45 KB)

В целом поставки натуральных объемов in bulk за без малого пять лет планомерно снижаются. В 2016 году в Россию было ввезено 4,5 млрд минимальных единиц дозирования (МЕД) нерасфасованных препаратов, а в 2019 году — всего 3,2 млрд МЕД (рис. 2). Сказывается процесс импортозамещения: часть позиций в системе госзакупок были вытеснены российскими аналогами. В результате локализационную активность свернули, а отдельные наименования наоборот ушли на более глубокие стадии — производство готовых лекарственных форм из импортированных активных фармсубстанций. Такой процесс наблюдался, в частности, в отношении препарата «Конкор» компании Merck и других брендов. Импорт in bulk по итогам января—августа 2020 года достиг 1,4 млрд МЕД, это на 37% меньше, чем годом ранее.

Поставки натуральных объемов in bulk планомерно снижаются. В 2016 году в Россию было ввезено 4,5 млрд МЕД нерасфасованных препаратов, а в 2019 году — всего 3,2 млрд МЕД. Импорт in bulk по итогам января—августа 2020 года достиг 1,4 млрд МЕД.

Определяющим фактором натуральной динамики остаются поставки готовых лекарств, которые в значительной степени определялись процессами запуска системы МДЛП. И здесь после пиковых значений 2019 года фиксируется значительн...

Для чтения статей необходимо авторизоваться
Вам необходимо войти в свой аккаунт, либо зарегистрировать новый.
Войти

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.