Не спасла

Обзор продаж косметики в аптеках, 2018 год

19.03.2019
Косметика не относится к товарам первой необходимости, поэтому динамика ее продаж часто отражает состояние здоровья экономики и потребительских возможностей. Конечно, косметический ассортимент имеет мультиканальную реализацию, и возможен переход покупателя из аптеки в специализированные магазины, из гипермаркетов в онлайн-канал. Но в целом 2018 г. демонстрирует отрицательные тренды (-4% в стоимостном выражении по данным GfK, 1-е полугодие 2018 г.). Общий тренд для всех магазинов косметики — падение среднего чека при стабильной частоте покупок. Покупатель ищет выгодные предложения и постепенно уходит в онлайн. Возможно, именно с этим связана стагнация продаж косметики в аптеках.

Динамика продаж

Российские аптеки за 2018 г. реализовали 184,9 млн упаковок косметических средств на сумму 44,8 млрд руб. (в розничных ценах). В рублевом эквиваленте рынок аптечной косметики увеличился на 0,6% относительно аналогичного периода прош­лого года. В натуральном выражении продажи остались на уровне 2017 г. Заметим, что аналогичная картина была и в 2016 г.

При анализе ежемесячных данных можно увидеть нестабильную динамику как в рублях, так и в упаковках относительно 2017 г. Самое значительное падение было отмечено в апреле (-5,2% в рублях и -6,9% в упаковках) и июне (-5,3 и -6,3% соответственно). Наиболее удачным месяцем стал сентябрь — объем реализации косметических средств увеличился на 10,2% в стоимостном выражении и на 5,4% в натуральном. В сентябре, когда активность ультрафиолета упала, а зимние холода еще впереди, наступает благоприятный и безопасный сезон для косметологических процедур, чем, возможно, и обусловлен прирост продаж. В половине месяцев года динамика объемов реализации косметики отрицательная. Заметим, что активному росту данного сегмента не помогают даже праздники 8 Марта и Новый год, хотя раньше именно на эти периоды приходился как пик в абсолютных показателях, так и максимальный прирост.

Структура продаж

Косметические средства можно классифицировать по различным показателям: по цене, назначению, каналам продвижения и т.п. По типам выделяются три основные группы аптечной косметики:

  • селективная (премиум- и люкс-класс) — дермокосметика, т.е. средства, характеризующиеся наличием специализированных линеек, четко разделенных между собой и предназначенных для определенного состояния кожи или волос (Librederm, La Roche-Posay, Vichy);
  • лечебная (активная) — косметика, применяемая для лечения заболеваний («Лошадиная Сила», «Софья», «Алерана»);
  • масс-маркет — доступная по цене косметика; аптеки не являются основным каналом ее сбыта (Johnsons Baby, Garnier, Nivea).

Стабильный сегмент лечебной косметики обеспечил рост объема реализации косметических средств в денежном выражении на фармрынке. Данная группа занимает 49,5% рынка в рублях (+3,0% к объему реализации 2017 г.) и 56,3% в упаковках (-0,4%). Это самый широко представленный сегмент в аптеках: в 2018 г. можно было купить 910 различных брендов лечебной косметики от 450 производителей (4172 полных наименования).

Для чтения статей необходимо авторизоваться
Вам необходимо войти в свой аккаунт, либо зарегистрировать новый.
Войти

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.