Неравенство и драться
Рейтинг российских аптечных сетей по итогам I—III кварталов 2019 года
Долгая дорога в «думах»
В текущем году российский фармритейл демонстрирует довольно скромную рублёвую динамику, которая фактически обеспечивалась только за счёт роста цен. В отношении натурального потребления продолжается ставший почти привычным спад. Особенно это касается ОТС ЛП и парафармацевтики. С одной стороны структура потребления ЛП населением меняется в сторону более целесообразной. Отказ от потребления происходит прежде всего по позициям имиджевого спроса, которые с точки зрения влияния на систему здравоохранение и здоровье населения играют минимальную роль. С другой стороны, подобная продукция – критически важный элемент экономики аптек, тем более что помимо проблемы стагнации доходов, на фармрынок ощутимое давление оказывает неаптечный сегмент, который планомерно отбирает потребителей у традиционных аптек.
Замечены в этом и классические супермаркеты из «большой розницы», и активно растущие игроки из он-лайна. К слову, процесс ухода потребителей в Интернет за последний год значительно интенсифицировался. Скажем, по замерам Ipsos в III кв. 2018 г. покупки ЛП в он-лайн делали порядка 5% респондентов, а в III кв. 2019 г. – уже более 10%. Разумеется, этот рост вызван и простыми соображениями удобства, и экономическими причинами. Для потребителя нормой становится процесс мониторинга предложений в интернете.
На поле онлайн продаж помимо российских лидеров интернет-торговли и маркетплейсов, заявляют о себе и иностранные игроки. В частности, планы по открытию офиса в Москве анонсировал американский iHerb. И для российской фармрозницы это вряд ли хорошая новость. Если до сих пор ресурс привлекал потребителя возможностью заказать продукцию, которая в России официально не представлена, то теперь он сможет заняться поставками непосредственных аналогов аптечного ассортимента.
Очередные ориентиры появились осенью и в отношении легализации продажи ЛП в интернете. Депутаты Госдумы РФ предполагают старт реализации по ОТС препаратам с июля 2020 г., а для Rx-категории только с 1 января 2022 г. Думается, что к тому моменту, пока процесс действительно стартует, офф-лайн формат аптек уже потеряет по меньшей мере 80-90% активных и платёжеспособных интернет-пользователей. Если они и не уйдут физически, то лояльность аудитории точно будет направлена в онлайн, и этой лояльностью просто нужно будет правильно воспользоваться.
Впрочем, н...
Нет комментариев
Комментариев: 0