Онкология в приоритете

Обзор госпитальных закупок за девять месяцев 2019 года*

10.12.2019
По результатам первых девяти месяцев 2019 года лечебно-профилактические учреждения, согласно данным госпитального аудита фармацевтического рынка России, проводимого компанией DSM Group, закупили 598,8 млн упаковок лекарственных препаратов на сумму около 204,1 млрд руб. (в оптовых ценах). Относительно аналогичного периода прошлого года больницы потратили на 19,4% больше бюджетных средств (рис. 1). При этом объем закупленных упаковок сократился на 5,4%. Данная динамика обусловлена ростом закупок дорогостоящих противоопухолевых препаратов и иммуномодуляторов (+109,4% в руб. и +33,1% в упаковках) в рамках реализации национальной онкологической программы. В результате АТХ-группа L вытеснила с первой строчки стоимостного рейтинга противомикробные препараты для системного применения.

Тенденции 2019 года

Изменение структуры закупок для нужд ЛПУ в пользу онкологических препаратов привело к заметному росту средневзвешенной стоимости упаковки лекарственного средства. За девять месяцев 2019 года она составила 340,9 руб., что на 26,2% выше, чем в январе—сентябре 2018 года. При этом, если говорить о динамике цен, в госпитальном сегменте наблюдаются дефляционные процессы. Так, в 2019 году индекс цен на лекарственные средства, закупаемые через тендеры, отрицательный и составляет -3,3%. Среди наиболее востребованных препаратов также наблюдается снижение средневзвешенных цен: 11 брендов из TOP20 закупались по ценам ниже прошлогодних. Максимальным падением цены отметилось рентгеноконтрастное средство «Ультравист» (МНН йопромид) компании Bayer — в январе—сентябре 2019 года его стоимость оказалась на 56,1% ниже, чем за девять месяцев 2018 года.

Таким образом, увеличение затрат на закупку препаратов связано главным образом с переключением на более современные и, как следствие, более дорогостоящие средства.

Тенденции, которые наблюдаются в 2019 году, обусловлены ростом закупок препаратов группы L. За девять месяцев отчетного года распределение объемов изменилось в пользу импортных препаратов (рис. 2). За год их доля возросла на 2,8% в рублях до 36,5% за счет более значительного роста реализации (+24,9% против +10,9% у отечественных лекарств). В натуральном выражении структура рынка также изменилась в пользу зарубежных лекарств: доля российских средств сократилась с 78,5% за девять месяцев 2018 года до 77,8% в январе—сентябре 2019 года.

Средневзвешенная стоимость одной упаковки импортного средства по итогам первых девяти месяцев 2019 года составила 974,1 руб., что на 27,9% больше, чем в январе—сентябре 2018 года. Прирост средней цены российских лекарств составил 18,3%, однако она все равно значительно отстает (более чем в шесть раз) от стоимости зарубежных препаратов и составляет 159,8 руб. за упаковку.

Для чтения статей необходимо авторизоваться
Вам необходимо войти в свой аккаунт, либо зарегистрировать новый.
Войти

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.