Работа за кулисами. Как строят свои отношения с властью GR-специалисты

28.10.2025
В мировой практике GR-специалисты появились еще около 80 лет назад. В России профессия, связанная с выстраиванием системных отношений с органами власти, возникла сравнительно недавно. При этом в общественном сознании ее нередко смешивают с лоббизмом,  хотя по сути она охватывает гораздо более широкий круг задач. Как понимают миссию GR в фармотрасли, выяснил «ФВ».
Фото: jovanmandic/ru.123rf.com

Лоббизм и GR

В российском законодательстве понятие «лоббизм» не закреплено. Соответствующие законопроекты несколько раз обсуждались, но ни один не был принят. В 2020 году, комментируя очередную инициативу, замглавы Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев отметил: «Если говорить о лоббизме, то это должен быть институт, который в конечном счете приносит обществу благо, пользу». По его мнению, в данном вопросе важен баланс, и установить его «будет очень сложной юридической задачей, может быть, одной из самых сложных» (цитата по ТАСС).

По мнению отечественных ученых, термин «лоббирование» всегда имел однонаправленный смысл «влияние на государство», тогда как термин «GR» (Government Relations — отношения с государством) ориентирован на взаимодействие, а не на одностороннее влияние1

GR-менеджер — профессия в России настолько молодая, что до сих пор не принят профессиональный стандарт, регулирующий трудовые функции специалистов в этой сфере и предъявляющий к ним квалификационные требования. 

Должностная инструкция GR-менеджера может выглядеть стандартно, но на практике функционал сильно варьируется в зависимости от компании, стратегических задач, места GR-функции в структуре и уровня вовлеченности в бизнес-процессы, рассказала «ФВ» бизнес-менеджер подразделения «Развитие бизнеса» консалтинговой компании Get experts Марина Дмитриева.

По ее словам, в крупных компаниях для каждой позиции установлены количественные и качественные KPI, GR-менеджеры не исключение. Хотя часто результаты в GR описываются через процессы (организация встреч, участие руководства в мероприятиях, лоббирование интересов компании), сегодня большее значение придается реальным бизнес-результатам, прокомментировала тренд Марина Дмитриева.

293,7 млн долл. в 2024 году потратила на лоббизм в США медико-фармацевтическая промышленность.

В Европе цифры скромнее — 21,8 млн евро2 

«Роль GR-менеджера и всей функции остается значимой, даже если фармкомпания работает в режиме «тишины» — без громких анонсов, но с активной деятельностью в закулисных каналах», — констатировала эксперт.

По ее наблюдениям, фарминдустрия становится гибче и все чаще компа...

Для чтения статей необходимо авторизоваться
Вам необходимо войти в свой аккаунт, либо зарегистрировать новый.
Войти

Нет комментариев

Комментариев:

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь

Воспроизведение материалов допускается только при соблюдении ограничений, установленных Правообладателем, при указании автора используемых материалов и ссылки на портал Pharmvestnik.ru как на источник заимствования с обязательной гиперссылкой на сайт pharmvestnik.ru