Свой среди своих. Обзор фармацевтического рынка Казахстана

Аптечный ритейл: высокая конкуренция и потенциал для роста
Аптечный рынок Казахстана отличается высокой конкуренцией и доминированием сетевых игроков. На сети приходится 77% общего товарооборота, тогда как доля независимых аптек составляет 23%. Наибольшая концентрация аптек, как сетевых, так и независимых, наблюдается в двух крупнейших городах — Алма-Ате и Астане, следует из данных PharmXplorer за 1-е полугодие 2025 года.
77% рынка занимают аптечные сети, остальное — одиночные аптеки, по данным PharmXplorer за 1-е полугодие 2025 года.
Взгляд на специфику этого рынка представил на конференции «Зеленый крест» новый генеральный директор аптечной сети «Садыхан» Даурен Абеуов (ранее занимал руководящие позиции в российских «Здравсити» и «Магнит-Аптеке»).
Он отмечает, что, несмотря на риторику общего рынка ЕАЭС, казахстанский ритейл имеет существенные отличия. Ключевые из них лежат в плоскости бизнес-процессов. Прежде всего, по мнению Абеуова, это менее развитая система партнерских отношений с производителями, в частности, маркетинговые контракты. «Мы будем пересматривать ассортиментную матрицу и в связи с этим пересматриваем полностью условия по всем позициям нашего ассортимента. Не все производители восприняли это с пониманием», — констатировал он. Другим вызовом является дефицит качественной аналитики в онлайн-сегменте, что затрудняет принятие стратегических решений.
СПРАВКА
Группа «Садыхан» объединяет 110 аптек (2,5% рынка) и входит в TOP10 аптечных сетей Казахстана*. Компания занимается также дистрибуцией и владеет медицинским центром.
* По данным аналитического агентства Vi-Ortis Group Consulting.
В Казахстане, в отличие от России, преобладает курьерская доставка лекарственных препаратов. Наряду с крупнейшим игроком kaspi.kz услуги доставки предоставляют многие сервисы, включая маркетплейс Aurma.kz, агрегаторы Яндекс.Лавка, Glovo, Wolt, а также банки Halyk и Freedom. «Доставка законодательно слабо регулируется, а банками активно дотируется», — рассказал Абеуов. Он отметил, что это бесплатная услуга для покупателей, а кешбэк может достигать 30%.
Инструменты, давно доказавшие эффективность в России (управление ассортиментной матрицей, программы лояльности, подписочные модели), в Казахстане только внедряются. Именно в этом «догоняющем» статусе Абеуов видит главный потенциал. Это позволяет переносить готовые решения, минимизируя ошибки, и добиваться качественного скачка. ...
































Нет комментариев
Комментариев: