Есть потребность — будут штаты
В страховой медицине развивается новая специальность

Совместная работа Минздрава, Федерального ФОМС и страховых компаний по созданию института страховых представителей в медицине стартовала летом 2016 г. За два года число таких сотрудников выросло в 10 раз — сегодня их около 9 тыс. По оценкам экспертов, потребность в страховых представителях остается высокой. При этом страховщики уверены, что кадровый голод им не грозит — штаты будут пополняться в необходимом для продуктивного роста компании темпе.

Основной обязанностью страховых представителей является сопровождение застрахованных лиц на всех этапах оказания им медицинской помощи.

Страховые представители первого уровня — специалисты call-центров. В их обязанности входит справочно-информационная поддержка застрахованных лиц по широкому спектру вопросов обязательного медицинского страхования.

Задача специалистов второго уровня — информационное сопровождение по вопросам прохождения профилактических мероприятий, а также защита прав застрахованных в системе ОМС.

Специалисты третьего уровня — эксперты, осуществляющие работу с обращениями застрахованных лиц, в т.ч. в случае конфликтных ситуаций, проведение контроля качества, объемов и условий оказания медицинской помощи, а также сопровождение граждан с хроническими заболеваниями, находящихся на диспансерном наблюдении.

Оценить потребности

Директор дирекции обязательного медицинского страхования в Москве АО «МАКС-М» Константин Кульченко отмечает высокую востребованность страховых представителей. «По данным Федерального ФОМС, в 2017 г. по сравнению с 2016 г. вдвое увеличилось количество обращений граждан в страховые медицинские организации (СМО) о видах, качестве и условиях предоставления медицинской помощи по ОМС. Статистика компании АО «МАКС-М» по г. Москве это подтверждает. Так, с 2016 г. почти в два раза увеличилось количество поступающих интернет-обращений москвичей за консультациями к специалистам компании».

По словам генерального директора СМК «Ресо-Мед» Юрия Демина, в среднем на каждого страхового представителя первого и второго уровня в компании приходится около 40 тыс. застрахованных лиц и порядка 100 тыс. — на представителя третьего уровня.

Идеальный профиль

«Основное требование к страховым представителям — четкое выполнение функционала, определенного соответствующими нормативными документами. А к специалистам третьего уровня — еще и наличие высшего медицинского образования», — объясняет Константин Кульченко.

Юрий Демин добавляет, что страховые представители третьего уровня — эксперты качества медицинской помощи. Помимо высшего медобразования для них важен практический стаж работы не менее пяти лет.

«Кандидаты на должности страховых представителей всех трех уровней должны отличаться высокой стрессоустойчивостью, коммуникабельностью и способностью к быстрому обучению», — уверен Юрий Демин.

Обязательное требование — прохождение курса специального обучения. И если страховые представители первого уровня обучаются и наращивают необходимые компетенции внутри компании, то специа­листов второго и третьего уровня ждет более глубокая подготовка. Они проходят дистанционное обучение по специальным программам в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова, рассказывает Константин Кульченко. Расходы на обучение берет на себя страховая компания.

Системная подготовка

По словам проф. кафедры социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования Сеченовского университета Елены Марочкиной, подготовка таких специалистов в системе обязательного медицинского страхования требует унификации требований и стандартизации образовательных программ на всей территории России. В связи с этим по поручению Минздрава России и Федерального ФОМС Сеченовским университетом в 2016 г. разработаны и реализуются три программы по подготовке страховых представителей. Программы включают темы по основам профилактической медицины, социологии пациента, вопросам конфликтологии и медиации в здравоохранении, основам законодательства в здравоохранении и актуальным вопросам обязательного медицинского страхования в РФ.

Количество подготовленных в университете специалистов растет, расширяются и штаты страховых компаний.

«Сейчас в «Ресо-Мед» работают 450 страховых представителей трех уровней, которые обслуживают более 9,5 млн человек. Укомплектованность компании кадрами находится на достаточном уровне, — говорит Юрий Демин. — Однако в связи с растущим числом застрахованных планируется увеличение штата страховых представителей всех уровней».

О планах по росту штата заявляет и Константин Кульченко: «С учетом востребованности этой службы населением штат страховых представителей планируется расширять».

* * *

Страховых представителей становится все больше, но перспективы развития этого института не совсем ясны в связи с неопределенностью будущего ОМС. Высказывания главы Совета Федерации Валентины Матвиенко относительно бесполезности страховой системы в ее нынешнем виде дают основания полагать, что в этом поле возможны кардинальные изменения. Не исключено, что страховые представители могут остаться без работы. Придется им переквалифицироваться или спрос на специалистов продолжится и в будущем — пока вопрос остается открытым.

Нет комментариев

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь