Когда ABC*XYZ-анализ больше не работает. Что дальше?
Применение классического ABC-анализа и его интерпретаций (таких как двухфакторный ABC-анализ, ABC*XYZ-анализ, 2*ABC*XYZ и т. д.) приводит к снижению прибыльности аптечной сети за счет увеличения дефектуры по прибыльным товарам и неоправданного расширения ассортимента низколиквидными позициями.
Павел Лисовский, канд.экон.наук, управляющий партнер «Проектирование систем управления»
ABC-анализ базируется на принципе Парето — эмпирическом правиле, которое в наиболее общем виде формулируется как «20% усилий обеспечивают 80% результата, а остальные 80% усилий — только 20% результата». Таким образом, внедрив ABC-анализ в аптечное программное обеспечение, можно распределить ассортимент на три категории (табл. 1).
Казалось бы, дальше все просто. Остается выполнить следующий порядок действий (классическая модель):
- Правильно выделить ABC-категории. Для этого потребуется статистика продаж за относительно длительный период и правильно настроенный ABC-анализ в аптечном программном обеспечении.
- Сосредоточить усилия на наиболее прибыльных товарах (категория А) путем формирования по ним бездефектурного остатка, приоритетной выкладки, первоочередной рекомендации, формирования оптимальных цен.
- Сокращать ассортимент по наименее прибыльным товарам (категория С). Для этого лучше сначала попробовать путем активных маркетинговых мероприятий перевести товар в категорию В (дать шанс), если же это не удается — выводить из ассортимента.
Разумеется, предложенная схема является сильно упрощенной, однако она описывает общую логику мероприятий. И именно эта логика приводит к сокращению прибыльности аптечного ассортимента.
В продуктовом супермаркете
Для того, чтобы это наглядно продемонстрировать, мы выполним ABC-анализ в другой сфере, затем выполним описанную выше последовательность действий и проанализируем полученный результат, после чего сравним его с результатом в аптечном бизнесе. Принцип Парето универсален, это значит, что ABC-анализ работает как в аптечном бизнесе, так и в любой другой сфере, например в продуктовом ритейле.
Итак, после применения ABC-анализа в продуктовом супермаркете и разделения ассортимента на три категории казалось бы логичным выполнить следующие действия:
- Для товаров категории А обеспечить бездефектурное наличие, лучшие места на полках, оптимальные цены, маркетиновые мероприятия, способствующие росту продаж;
- Поддерживать товары категории В;
- Товары катего...
Нет комментариев
Комментариев: 0