Кризис по поводу и без
Обзор розничного коммерческого сектора фармрынка России, 2013 год
В прошлом году российская фармрозница находилась под двойным воздействием, имеющим разнонаправленные векторы. С одной стороны, сектор испытывал существенное влияние процесса реорганизации и модернизации в системе здравоохранения, с другой — начал ощущать последствия стагнации в экономике. В стоимостном выражении прирост продаж ЛП по итогам года составил +9%, в натуральных показателях второй год подряд сохраняется отрицательная динамика: -4%.
Объем розничного коммерческого сектора фармрынка по итогам 2013 г. достиг 570 млрд руб. По итогам года зафиксирован уверенный рост в 9%. Однако конец 2013-го, особенно итоги IV квартала, для аптечной розницы оказались значительно хуже первоначальных прогнозов. В натуральном выражении объем потребления сокращается уже второй год подряд и в настоящее время составляет 4,2 млрд упак. (рис. 1).
Стабильная неизвестность
Минувший год для коммерческого рынка был стабильно связан с неизвестностью. Первые шесть месяцев активно обсуждалась перспектива разрешения продаж некоторых безрецептурных лекарств в неспециализированных магазинах, но законодательный статус эта инициатива так и не получила. Остались в обращении изделия медицинского назначения, не прошедшие своевременную регистрацию под новым наименованием «медицинские изделия». Срок замены регистрационных удостоверений был продлен до 1 января 2017 г.¹ «Камень преткновения» для всей фармотрасли — переход на стандарты GMP — оказался не так страшен. Для определенных видов продукции это событие было отложено, да и для большинства остальных предприятий требование перейти на GMP оказалось, скорее, декларацией о намерениях.
Зато 1 июля 2013 г. вступил в силу Приказ Минздрава России № 1175н от 20 декабря 2012 г., согласно которому рецепты должны выписываться на новых рецептурных бланках с указанием МНН препарата, а не конкретной торговой марки. Многие ждали, что эта норма существенным образом изменит порядок продвижения ЛП в нашей стране, однако до сих пор этого не произошло. В подавляющем большинстве случаев врачи по-прежнему рекомендуют пациентам конкретные торговые марки. Можно было бы сослаться на извечный источник многих проблем — принцип россиян «строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения». Однако в данном случае даже представители Минздрава не смогли выработать единую позицию. Ведомство подготовило два противор...
Нет комментариев
Комментариев: 0