Лабиринты ОМС
Российская медицина не стала до конца страховой
Проблема эффективности системы здравоохранения в последнее время все чаще обсуждается в экспертном сообществе. При этом принципы устройства отечественной системы ОМС вызывают у специалистов немало критических замечаний. Насколько действующая система страховой медицины отвечает потребностям пациентов и врачей? Об этом обозревателю «ФВ» Анне Курской рассказал директор фонда независимого мониторинга «Здоровье», зам. руководителя Федерального центра экстрапирамидных заболеваний и психического здоровья ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России, член Общественной палаты РФ Эдуард ГАВРИЛОВ.
Советское — значит лучшее
— Многие россияне вспоминают советскую систему здравоохранения как одну из лучших в мире. Насколько это обоснованно?
— Для этого есть основания. К концу 1990 г. смертность в России не превышала 11,2 на 1 тыс. населения, рождаемость — 13,4 на 1 тыс. населения, ожидаемая продолжительность жизни — 69,19 лет. При этом расходы на здравоохранение не превышали 3% ВВП.
К моменту распада СССР доступность медпомощи для населения была достаточно высокой за счет увеличения числа медицинских организаций и коек в них. Так, в 1990 г. в государственной системе здравоохранения насчитывалось 12,8 тыс. больничных организаций, в которых было открыто более 2 млн коек (137,4 коек на 10 тыс. населения), а также 21,5 тыс. амбулаторно-поликлинических организаций, в которых выполнялось свыше 3 млн посещений.
Финансирование системы здравоохранения было одноканальным, бюджетным, т.е. расходы планировались в соответствии со сметой деятельности медорганизаций.
— Но, очевидно, у этой системы были и недостатки?
— Ее главной отрицательной чертой была невысокая заинтересованность медицинских организаций в конечном результате. Вся оценка деятельности в здравоохранении ограничивалась в основном числом выполненных посещений, койко-дней, вызовов скорой медпомощи. Экстенсивные показатели (сокращение среднего срока лечения, выявляемость заболеваний, в том числе на ранних стадиях, хирургическая активность, внутрибольничная летальность и т.д.) на планирование деятельности медорганизаций не влияли.
Медработники и медорганизации начали терять стимулы в своей деятельности, основой лечения стало стационарное звено, а первичная медико-санитарная помощь, считающаяся передовой в мире, начала превращаться в «стрелочника», которому проще направить больного на госпитализацию, чем лечить его амбулаторно или на дому.
В итоге, когда после 1990 г. возникли перв...
Нет комментариев
Комментариев: 0