Между пошлым и будущим

Рейтинг российских фармдистрибьюторов по итогам 2016 г.

21.03.2017

Всего каких-то два-три года назад сфера оптовой торговли ЛП казалась давно устоявшимся, если не сказать скучным, сегментом рынка. Лидеры боролись за десятые доли процента, неспешно диверсифицировались, если кто-то и сходил с дистанции, то это были понятные и даже отчасти ожидаемые истории. Однако финансовый кризис изменил абсолютно все. В топе стремительно меняются лидеры, объявляются и заканчиваются ценовые войны, для отдельных компаний увеличение доли на 2—3% в год стало едва ли не нормой. Все это сопровождается стремительным качественным развитием дистрибьюторов, активной диверсификацией и сделками, в т.ч. с иностранными инвесторами.

Без объявления войны

В середине прошлого года в топе российских фармоптовиков сменился лидер, первое место себе вернула компания «Протек», которой потребовалось для этого почти три года напряженной работы. Сопоставимыми темпами развития в 2016 г. мог похвастаться только «Пульс». Как итог компания смогла закрепиться в тройке лидеров оптового рынка. Конечно, это наиболее яркие события, которые не могли ни для нас, ни для отрасли остаться незамеченными. Впрочем, активно развивались не только названные игроки, так что уровень концентрации на оптовом рынке за последний год заметно увеличился. Суммарно по итогам 2016 г. доля первых 15 классических фармдистрибьюторов составила 81% рынка, за год доля этих компаний выросла на 7,4%. Кроме того, начиная с текущего рейтинга, мы выделяем еще одну категорию компаний, т.н. «моноцентричные» дистрибьюторы, которые ориентированы прежде всего на работу с собственными аптечными сетями. Пятерка наиболее крупных таких игроков по итогам 2016 г. контролировала еще 10,5% оптового рынка.

Новая волна консолидации, которая захватила сегмент российской фармдистрибуции, разумеется, приводит к росту конкуренции. Если еще года три-четыре назад практически в любом регионе России новому дистрибьютору фактически не составляло труда занять долю порядка 5—8% розничного рынка, просто обеспечивая логистику и предлагая приемлемый уровень цен, то сейчас, не имея серьезной инфраструктуры и клиентской базы, сделать это практически невозможно. Закрывающееся окно возможностей толкает оптовиков на отчаянные шаги. Наверное, к их числу можно отнести и ту ценовую войну, которую в августе прошлого года объявил «Катрен» и которая, к счастью для отрасли, была достаточно быстро свернута.

...

Для чтения статей необходимо авторизоваться
Вам необходимо войти в свой аккаунт, либо зарегистрировать новый.
Войти

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.