Мы долго жили в плену иллюзий
Михаил ГЕТЬМАН — человек весьма известный в фармсообществе. В том числе благодаря его работе на госслужбе. Являясь советником руководителя Росздравнадзора в 2004—2007 гг., он был непосредственным участником процесса разработки ряда важнейших нормативных актов, положивших начало реформам российского фармрынка. Вероятно, поэтому сегодняшние изменения, которые претерпевает рынок, Михаил Гетьман, вернувшийся десять лет назад с госслужбы в бизнес, считает абсолютно логичными шагами государства на пути создания четких правил игры. В отличие от многих руководителей иностранных компаний, которые на протяжении последних трех лет жалуются на неопределенность, которую создают новые инициативы профильных ведомств, вице-президент по фармацевтическим операциям компании «НоваМедика» Михаил Гетьман точно знает конечную цель идущих преобразований.
Экономика с политическим налетом
— Компании уже привыкли к слову «импортозамещение» и легко оперируют им, говоря о проблемах, которые бизнес испытывает при следовании этому курсу. Однако отдельные представители иностранных фармкомпаний заявляют, что локализация в России — это скорее политическое, нежели экономическое решение. Вы согласны с этим?
— Импортозамещение — это абсолютно необходимый политический и экономический государственный инструмент. В этом вопросе мы отстали от наших конкурентов, или, как принято говорить, коллег, из США, Европы, Японии, где протекционизм в отношении национальной отрасли — нормальная практика. Для того чтобы американская компания могла что-то продавать в Европе, она должна производить это в Европе. Экспорт в Европу ограничивается. Особенно это касается госзакупок и возмещаемых лекарств. Экспортировать в США из Европы тоже тяжело, легче и проще начать производить продукты на территории Америки. В Японии еще жестче: к ним вообще невозможно ничего поставить без тесного сотрудничества с местной компанией.
Россия в течение длительного времени этими вопросами не занималась вообще. Тема импортозамещения начала активно обсуждаться лишь в 2010 г. Я рад, что инициатива начала реализовываться на практике, и для иностранных компаний создаются такие нетарифные барьеры, которые вынуждают их локализовываться. Только при этой ситуации вопрос о том, кто русский, кто не русский, не будет играть никакой роли.
— Отечественные компании, в свою очередь, также получили импульс к развитию?
— Отечественная фарма меняется. Еще 10 лет назад инвестиции в инновации были крайне незначительн...
Нет комментариев
Комментариев: 0