Обзор госзакупок ЛП, I квартал 2018 года

5 июня 2018

Артур Мирзоян

2752

Первый квартал года в госзакупках — не самый оборотистый, а в 2018 г. особенно. Оптимизационные процессы прошлого года продолжают оказывать влияние и на год текущий. Да и остальные тренды прошлого периода плавно перетекли в 2018 г. Впрочем, не все так однородно.

Все ниже и ниже

Количественные показатели торгов I квартала 2018 г. в сравнении с аналогичным периодом 2017 г. демонстрируют снижение как общего количества торгов, так и завершенных (рис. 1). Да и как не уменьшиться, когда с каждым годом процедура, равно как и регуляторная база, все сложнее и сложнее. Все так же сохраняется тенденция снижения доли торгов, проведенных в формате открытого аукциона в электронной форме (рис. 2), хотя этот формат остается доминирующим. Потерянные доли плавно перетекли в остальные форматы, включая новый — закрытый аукцион.

Пропорционально количеству торгов снизился и их объем (рис. 3). При этом практически синхронно снизился объем торгов, измеряемый как в начальной максимальной цене лота, так и в ценах победителя торгов. И практически таким же, как и в 2017 г., в I квартале 2018 г. сохранился уровень снижения цены лота в ходе торгов.

Деньги на карте

Если по итогам 2017 г. объем торгов во всех федеральных округах находился в красной зоне падения, то в I квартале 2018 г. регионы разделились по направлению динамики (рис. 4). Максимально вырос объем госзакупок ЛП в Северо-Западном ФО, а наибольшее падение зафиксировано на Урале. Чуть меньше, но также ощутимо снизился объем госзакупок в Центральном ФО, который традиционно занимает более половины объема госзакупок ЛП страны.

По источникам финансирования динамика в I квартале 2018 г. сложилась в своеобразный слоеный пирог (рис. 5). Бюджеты федерального уровня и ФОМС ощутимо просели по сравнению с I кварталом 2017 г., а выросшие региональные и муниципальные объемы снижение не компенсировали. Что характерно, и коммерческий бюджет в начале 2018 г. оказался в группе падающих бюджетов.

Короли госзаказа

Если в предыдущих периодах доля закупок у единственного поставщика в стоимостном выражении кратно опережала долю в количестве торгов, то в I квартале 2018 г. этот дисбаланс нивелировался (рис. 6). Очевидно, причины такого дисбаланса кроются в том, что в начале 2018 г. не было заказов от королей госзакупок у единственного поставщика федерального уровня.

В рейтинге заказчиков (табл. 1) первая строка традиционно за Министерством здравоохранения РФ, доля которого в общем объеме торгов составила почти треть. Далее список заказчиков в списке TOP20 напоминает список наиболее благополучных в финансовом плане субъектов страны. Единственным представителем ЛПУ в верхних строках рейтинга оказался (не в первый раз) онкологический диспансер Санкт-Петербурга, бюджету которого на ЛП может позавидовать администрация большинства субъектов РФ.

В списке TOP10 заказчиков у единственного поставщика (табл. 2) отсутствуют громкие названия — именно в этом причина столь скромных объемов торгов этого формата в I квартале 2018 г.

Откуда лекарства

В рейтинге поставщиков, как любят говорить финансовые аналитики, — разнонаправленная динамика. В верхней части таблицы TOP15 поставщиков по итогам I квартала 2018 г. (табл. 3) «Фармстандарт» все сильнее отрывается от «Р-Фарм», а «Фармимэкс» — от «Биотэка». Это значимые для рынка, но не прорывные изменения в рейтинге. А прорывы можно наблюдать в средней половине TOP15 поставщиков, где «Ирвин 2» и «Биокад» демонстрируют приросты, выражающиеся двузначным, а «Кордис Лайн» даже трехзначным числом. В нижней части таблицы появился ряд новых участников рейтинга, динамика которых с низкой базы уже зашкаливает. Закрепятся ли они в рейтинге по итогам следующих кварталов 2018 г. — жизнь покажет.

Нет комментариев

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь