Рейтинг российских фармдистрибьюторов по итогам I квартала 2018 года

10.07.2018

В начале текущего года российский фармрынок уверенно перешагнул неуверенный период стагнации и перешел к падению. Если ранее это происходило в отдельных секторах рынка, то динамику неизменно вытаскивала розница. Сейчас же спад фиксируется уже в сфере фармритейла, а это порядка 70% российского фармрынка, так что последствия на себе будет ощущать абсолютное большинство участников системы товародвижения.

Смущающие обстоятельства

Надо сказать, что в отрасли и без этого проблем хватало: в рознице накоплены значительные долги, высокая доля невозвратов; в полный рост стоит проблема «псевдодистрибуции». Кроме того, ритейл активно консолидируется, а консолидируясь, ведет себя все более «нагло» по отношению к поставщикам, хотя бы в части требования увеличения сроков отсрочки платежей, в некоторых случаях стало нормой платить за поставленный товар через 100—120 дней.

Оптовики, естественно, реагируют. Причем сейчас накал страстей в отрасли таков, что речь уже идет не только о требовании дополнительных гарантий возврата дебиторской задолженности от аптек (страхование или банковские гарантии), но и о мерах по приостановлению оплаты поставщикам (компаниям-производителям) в случае достижения порогового объема стоков по конкретным продуктам.

Производитель эту недвусмысленную «обратную связь» получил, так что сейчас абсолютное большинство крупных компаний, отечественных и иностранных, заметно сокращают объем поступления товара на рынок. Это подтверждается и статистическими данными. Так, по итогам I квартала 2018 г. импорт готовых ЛП в Россию показал динамику к аналогичному периоду прошлого года на уровне 0,2% в рублях и -5,6% в упаковках; отечественные компании за тот же период демонстрируют схожую тенденцию — 0,5% в рублях и -10% в упаковках. Все прекрасно понимают, что иначе образовавшийся на рынке «хвост» уже не рассосется.

С другой стороны, производители стали более сговорчивы в обсуждении планов продаж с дистрибьюторами. Правда, это не означает, что планы начали массово пересматривать. Большинство участников оптового рынка отмечают, что сейчас производителю хотя бы можно возразить и попытаться обсудить складывающуюся ситуацию. Ранее до этого дело не доходило, вполне нормальным считалось «пушить» дистрибьюторов, ежегодно повышая планы, понимая, что загруженный в отрасль товар на растущем рынке все равно должен «рассосаться».

Прогноз развития рынка до конца текущего года пока все же благоприятный, в том смысле...

Для чтения статей необходимо авторизоваться
Вам необходимо войти в свой аккаунт, либо зарегистрировать новый.
Войти

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.