Паническая атака в фармрознице
Рейтинг аптечных сетей России по итогам 2014 года
За прошедший год российский фармритейл, возможно, показал не лучшие темпы роста, зато за счет активной подготовки к кризису, который отдельные участники рынка ждали еще в январе-феврале, подошел к моменту наступления реальных проблем в отрасли в относительно хорошей физической форме. Год прошел под знаменем оптимизации расходов, превентивного закрытия убыточных точек, пересмотра принципов географической экспансии и, разумеется, активных консолидационных процессов.
Впереди отрасль ждет довольно тяжелый период, который будет характеризоваться если не снижением, то как минимум стагнацией платежеспособного спроса со стороны потребителей, а значит, ритейл столкнется с ощутимым снижением рентабельности. Возможности ее повышения лежат в т.ч. в сфере сопутствующих сервисов, которые оказывают аптечные сети, и ключевую роль здесь играют услуги по продвижению ЛП. Характерно, что в январе 2015 г. стоимость предложений на подобные услуги для производителей выросла в среднем на 30—50%.
Определенные сюрпризы можно ждать и от регуляторных действий государства, наиболее серьезные последствия может иметь инициатива по формированию правил надлежащей аптечной практики, разрешение продажи ЛП в неспециализированной рознице и развитие государственной аптечной сети.
Тревога богатых
Отдельные участники рынка прогнозировали наступления кризиса еще в ноябре-декабре 2013 г. Ждать, впрочем, пришлось почти целый год — активная фаза изменения потребительской активности пришлась на декабрь 2014 г. Впрочем, предсказание сбылось с точностью до наоборот — вместо снижения потребительской активности последний месяц года характеризовался взрывным паническим спросом.
Как показывает опыт, российский потребитель, к сожалению, склонен поддаваться разного рода паникам, которые выражаются в создании запасов, будь то во время экономической нестабильности или резких изменений регуляторной практики. Причины явления, очевидно, лежат в исторической плоскости: помимо периодов, связанных с войнами и революциями, российский потребитель пережил антиалкогольную кампанию 80-х, кризисы 90-х и т.д.
Но, в отличие от большинства предшествующих экономических потрясений, ситуацию декабря 2014 г. можно назвать паникой богатых, поскольку началась она со скупки не предметов первой необходимости (спичек, гречки, соли и сахара и т.д.), а крупной бытовой техники, автомобилей и квартир. Опасность этого явления для розницы прежде всего в том, что накопленные в результате запасы останутся лежать мертвым гру...
Нет комментариев
Комментариев: 0