Побочные действия
Фраза в инструкциях к лекарствам: «Побочные действия не выявлены» — звучит с точки зрения русского языка двусмысленно. Из нее может следовать, как то, что эти самые побочные эффекты долго искали, но не нашли, так и то, что их не искали. Или, по крайней мере, времени на выявление не хватило. Человечество и ныне нуждается в массе лекарств для лечения или хотя бы облегчения течения массы заболеваний, а что же говорить о страждущих лет 200 тому назад, когда о «побочности» и «противопоказанности» в принципе не слишком задумывались. Да и тогдашний уровень исследовательской техники и методологии, равно как и теоретических познаний, зачастую просто не позволял предвидеть возможные печальные последствия внедрения нового препарата.
Открытие молоденького фармацевта Сертюрнера из Падерборна казалось в начале XIX в. настоящим прорывом. Человечество постоянно воевало, ранилось и травмировалось, болело разными известными уже и неведомыми болезнями, а значит, нуждалось хотя бы в обезболивании. Так что выделение из опиума успокаивающего и анестезирующего вещества, получившего название в честь древнегреческого бога сна, было чрезвычайным событием. Тем более что экспериментальным путем, на себе лично, Сертюнер определил необходимую дозу для введения морфия больным. Эффект привыкания, страшные его симптомы, изменения как в физиологии, так и в психике морфийно-зависимого пациента в условную инструкцию к препарату тогда попасть не могли.
Впрочем, и через 100 и даже более лет морфий все еще рекомендовался для лечения самыми серьезными специалистами в разных областях медицины. О пользе применения морфия, в разумных, конечно, пределах, сообщает, например, «Полный русский словарь-травник и цветник, составленный по новейшим ботаническим и медицинским сочинениям» Е.Н. Залесовой и О.В. Петровской (1898—1901). Да и в кратком руководстве для сестер милосердия, составленном по лекциям д-ра Тер-Аветисова, «О душевнобольных и об уходе за ними» (1916) рекомендованы уколы морфия при тоскливых состояниях или, наоборот, для подавления возбуждения у пациентов, склонных к членовредительству. Таким больным прописывались лечебные ванны или подкожные вспрыскивания морфия или сколопамина.
Впрочем, это учебное пособие имело и особый раздел, посвященный наркотизму. Морфинистов, кокаинистов, эфироманов следовало постепенно отучать от яда. Необходимо было воздействовать на волю больного при помощи гипноза или психотерапии, сопровождая их целым рядом лекарственных мер, «имеющих своей целью ...
Нет комментариев
Комментариев: 0