«Ситуацию в системе здравоохранения можно считать критической»
Государственное финансирование здравоохранения в последнее время сокращается, и в этих условиях особенно остро встает вопрос о качестве и доступности медицинской помощи. Какая ситуация сегодня сложилась в этой сфере? От каких факторов она зависит в первую очередь? На эти и другие вопросы обозревателю «ФВ» Анне Курской ответила председатель правления Ассоциации медицинских обществ по качеству (АСМОК), ответственный секретарь Российского общества организаторов здравоохранения, руководитель комиссии Национальной медицинской палаты по непрерывному медицинскому образованию Гузель УЛУМБЕКОВА.
— Насколько сегодня доступна россиянам медицинская помощь?
— Доступность медицинской помощи мы можем оценить по количеству денег, которые пациент тратит на нее из своего кармана; по времени ожидания плановых операций и приема у врача; по территориальной удаленности учреждений здравоохранения от места жительства.
Начнем с первичного звена здравоохранения. Именно здесь должно заканчиваться большинство случаев лечения пациентов и именно от него зависит эффективность системы здравоохранения в целом. Но сегодня на этом уровне у нас самая большая проблема. Обеспеченность врачами участковой службы по России в среднем составляет 0,47 на 1 тыс. населения, а по Москве и того меньше — 0,39. А должно быть как минимум на 40—50% больше. Вот и приходится пациенту ждать по 3—4 дня приема у врача, в то время когда в развитых странах большинство из них попадает к врачу в день обращения.
Это также означает, что врачи трудятся с переработками. В среднем коэффициент совместительства в первичном звене составляет 1,3—1,5. При этом в ближайшем будущем дефицит будет только нарастать, потому что более 30% врачей сегодня старше 55 лет.
И на этом фоне участковым врачам еще вменяют в обязанность сплошную диспансеризацию, обслуживание коек дневного стационара и вызовов по неотложным состояниям. Но врач и так уже работает на пределе сил, он или не будет успевать принимать пациентов, или будет исполнять свои функции формально (а что можно успеть за 7—9 минут?), или в поликлиниках начнутся приписки.
Пациент же, не попав к врачу первичного звена, захочет лечь в больницу, но там его тоже не ждут — койки сокращаются. В результате наши пациенты будут тихо умирать, так и не получив своевременно медицинской помощи. С таким подходом нам к 2018 г. не достичь поставленной Президентом РФ цели — увеличения ожидаемой продолжительности жизни с нынешних 70,8 лет до 74 лет. Уже по 1-му полугодию 2014...
Нет комментариев
Комментариев: 0