Спешить и видеть
Рейтинг российских аптечных сетей по итогам I квартала 2017 года
С одной стороны, развитие российской фармрозницы в I квартале 2017 г. ознаменовалось укреплением тех позитивных тенденций, начало которых было положено еще в прошлом году. Спрос на ЛП медленно, но восстанавливается, причем как за счет роста натурального объема потребления, так и в результате переключения потребителей на приобретение более дорогостоящих ЛП. С другой стороны, имеющаяся положительная динамика, пока, увы, не более чем приятный факт, который хоть и улучшает общее самочувствие аптечных учреждений, но в силу объективных причин не может служить серьезной базой ни для количественного, ни для качественного развития отрасли. Основные инструменты роста, которые были задействованы в развитии фармрозницы в недавнем прошлом, сейчас либо полностью неэффективны, либо очень близки к порогу целесообразности.
Коммунальные споры
Многие еще помнят те благодатные времена, когда перевод аптеки из закрытого формата торговли в открытый выводил ее на качественно новую ступень развития — заметно вырастала выручка, повышалась маржа. Собственно, тогда руководители аптечных учреждений начали массово экспериментировать с ассортиментом, открывая для себя такие товарные группы, как аптечная косметика, наращивали спектр реализуемых БАД и т.д. Многое делалось стихийно, появлялись спорные с точки зрения сегодняшнего понимания рынка форматы, где на площадях порядка 1 тыс. м2 размещались аптеки с ассортиментом 20—25 тыс. наименований (БАД, косметика, даже спортивное питание и т.д.). Позже пришло понимание того, что широкий ассортимент не всегда является благом и что для аптеки гораздо важнее показатель доли рабочего ассортимента, который, в свою очередь, определяется локацией аптеки и компетенциями персонала.
Поиск выгодных с точки зрения трафика помещений тоже довольно быстро дошел до абсурда. В отдельных регионах конкуренция «за пятачок» доходила до того, что в одном здании размещалось сразу несколько аптек. Кстати, по данным проекта «Перепись аптек», который реализует наша компания, по состоянию на 1 мая 2017 г. в России — порядка 650 адресов, по которым в одном здании работают три и более аптечные точки. Естественно, количество мест с достаточным трафиком и незаоблачными ставками аренды оказалось довольно легко исчерпаемым. Закономерно за этим началась своеобразная война за выгодные локации, причем это не просто словесный оборот. В частности, в 2016 г. в подмосковном Подольске один из владельцев аптеки облил дверь конкурентов некой жидкостью, после чего сотрудники по...
Нет комментариев
Комментариев: 0