Таблетка для памяти. Обзор группы ноотропов коммерческого сектора российского фармрынка за 9 месяцев 2008 г.

03.02.2009
00:00
В данном обзоре рассматривается динамика аптечных продаж препаратов, зарегистрированных в группе N06B по классификации ВОЗ «Психостимуляторы, средства, применяемые при синдроме дефицита внимания, и ноотропные препараты». В данной группе представлены как лекарственные средства, полученные методом химического синтеза, так и препараты из животного сырья и растительного происхождения. Объем аптечных продаж препаратов группы N06B за 9 месяцев 2008 г. составил 203 млн долл. США, или 40 млн упаковок. Прирост по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года составил 26% в стоимостном и 3% — в натуральном выражении (рис. 1).

Препараты группы пользуются стабильным спросом; их аптечные продажи не подвержены сезонным колебаниям. Доля ноотропов и психостимуляторов составляет более 2% в общем объеме аптечных продаж в стоимостном выражении (их опережают только такие группы, как анальгетики-антипиретики, иммуномодуляторы, НПВП и антиконгестанты). Ноотропы обычно применяются длительными курсами, поэтому у аптек есть возможность приобрести лояльных покупателей в лице потребителей препаратов данной группы.

В группе ноотропов и психостимуляторов более трети проданных препаратов в стоимостном выражении — отечественного производства (в общем объеме аптечных продаж доля российской продукции составляет четвертую часть). Это как традиционные препараты Пирацетам, Винпоцетин, Кофеин — бензоат натрия, так и инновационные средства Кортексин, Фенотропил, Семакс. В натуральном выражении соотношение объемов продаж еще более смещено в сторону отечественных препаратов из-за их большей ценовой доступности по сравнению с импортными (рис. 2).

Доля препаратов ценовой категории свыше 20 долл. США составила почти 50% в общем объеме аптечных продаж в анализируемом периоде (рис. 3). В эту ценовую категорию перешли препараты Когитум, Энцефабол, Нобен, Семакс. Вследствие увеличения цены в эту категорию вошел и новый препарат Страттера, продажи которого начались в 2007 г. Сокращаются продажи психостимуляторов и ноотропов дешевле 5 долл. К этой категории относятся в основном дженериковые дженерики, которые пользуются бóльшим спросом в госпитальных закупках, где решающей является цена препаратов, нежели в коммерческом розничном секторе, где потребитель больше доверяет брендированным препаратам.

Аптечные продажи препаратов группы N06B от больничных закупок существенно отличаются и структурой по формам выпуска (рис. 4). Если в коммерческом розничном секторе преобладают препараты в формах выпуска для внутреннего применения — таблетки и капсулы, то в госпитальном секторе превалируют традиционные для больниц формы выпуска — инъекционные и инфузионные. В настоящее время препараты группы активно применяются при оказании неотложной помощи, а также в реабилитационный период.

В рейтинге производителей психостимуляторов и ноотропов с существенным преимуществом лидирует корпорация «Гедеон Рихтер», в продажах которой доминирует Кавинтон (99%) (табл. 1). Среди отечественных производителей лидирует «Валента», имеющая сбалансированный портфель препаратов анализируемой группы (Фенотропил, Пантокальцин, Винпоцетин, Пантогам, Пирацетам и др.). Аптечные продажи «Валенты» растут самыми высокими темпами, поэтому у этого производителя есть возможность значительно увеличить свою долю присутствия в данном секторе фармрынка.

Традиционным лидером продаж среди препаратов группы является Кавинтон (17,53%), имеющий множество показаний к применению (табл. 2). Не уступает позиции и основатель группы Ноотропил с долей рынка 7%. По приросту продаж лидирует отечественный препарат Фенотропил («Валента»; доля рынка — 8%; прирост продаж — 55%). Из препаратов, не вошедших в ТОР10 в рассматриваемый период, но имеющих все предпосылки для пополнения рейтинговой таблицы в скором времени, обращает на себя внимание Билобил («КРКА»; доля рынка — 2,9%; прирост — 45%) — растительный препарат на основе гингко билоба.

Темп жизни современного человека возрастает с каждым годом в геометрической прогрессии; увеличивается и объем информации, который необходимо переработать, и нагрузка на нервную систему и головной мозг. Как следствие, потребность в препаратах, которые без побочных эффектов помогают людям справляться с ежедневной нагрузкой, будет только расти. Положительной динамике продаж ноотропов способствует и общее старение населения: ведь именно пожилые люди — основные потребители этих препаратов. Можно с уверенностью утверждать, что объем продаж препаратов группы за 2008 г. превысит 0,25 млрд долл. США.


Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.