Специализация или диверсификация. Рейтинг российских фармдистрибьюторов по итогам 9 месяцев 2009 г.

11.01.2010
00:00
В определенной мере сокращение числа оптовых компаний совпадает с целями государства, которое пытается решить проблему ценообразования и сократить цепочку «производитель — дистрибьютор — ... — дистрибьютор — аптека — покупатель».

 

 

Потенциал российского фармрынка таков, что в ближайшее десятилетие при определенных усилиях со стороны бизнеса и внимании государст­венных структур он может стать одним из крупнейших в Европе по объему в денежном выражении. Компании, которые окажутся «в струе» происходящих процессов, могут рассчитывать на рост показателей эффективности и, безусловно, на укрепление рыночных позиций.

 

Оптовый рынок медикаментов в значительной мере уже поделен между крупными компаниями. Общее число компаний, работающих в этом поле, с каждым годом сокращается, но тем не менее остается достаточно большим. Пока процессы консолидации в меньшей мере затрагивают нишевых игроков, а вот сделки с участием крупных компаний, напротив, продолжаются. В некоторой степени процессам консолидации и передела рынка способствовала кризисная ситуация, в результате чего некоторые компании были вынуждены свернуть операции. 

 
   
Несмотря на экономическую нестабильность, а может быть, и благодаря ей слияния и поглощения в сегменте фармдистрибуции не прекратились. Основной причиной продолжающейся тенденции M&A, несомненно, является сильная концентрация рынка, на котором возможности для органического роста, по сути, исчерпаны. Этим можно объяснить покупку компанией «Протек» крупного регионального дистрибьютора «АС-Бюро», причем эта покупка едва ли могла состояться в другое время: многие участники рынка говорят о значительных долгах, которые компания «АС-Бюро» имела перед «Протеком». Интересен также опыт компании «Катрен» по выходу на рынок стран СНГ (помимо России эта компания представлена сейчас на Украине и в Казахстане). Впрочем, окончательную оценку этим действиям давать пока сложно. Для того чтобы добиться синергетического эффекта, а тем более позиционировать себя как международную компанию, необходимо сделать еще очень многое. 

Немаловажным фактором дальнейшего развития является доступ к заемным сред­ствам, что в кризис — более чем актуальная проблема. В этом контексте интересно усиленное внимание государства к фарм­отрасли, это дает надежды на определенные преференции для фармкомпаний. В конце октября была утверждена Стратегия развития фармацевтической промышленности РФ на период до 2020 г.


Цель стратегии — повышение конкурентоспособности отечественной фарм­промышленности путем производства лекарственных средств, качественно соответствующих международным стандартам; стимулирование и разработка инновационных ЛС; поддержка экспорта российских лекарств; технологическое перевооружение российской фармотрасли. Стратегия основывается на приоритете национальной фармацевтической отрасли в реализации программ лекарст­венного обеспечения населения, а также в приоритете замещения импортных ЛС отечественными, полный цикл производства которых должен осуществляться на территории РФ. Наметившаяся тенденция повышенного внимания государства к производственному сектору дает возможность капиталу, в широком смысле этого слова, в т.ч. фармдистрибьюторам как одним из центров его концентрации, пойти по новому пути развития, создавая свои производственные площадки, и таким образом получить новый источник прибыли. При этом идеальным представляется не простое расширение сфер деятельности с суммированием двух разных потоков прибыли, а получение синергетического эффекта от обоих направлений.


В реализацию Стратегии «Фарма 2020» органично вписывается инициатива дистрибьютора «Р-Фарм», который создает собственное производство для лечения ряда социально значимых заболеваний (гематологических, ревматических, онкологических, ВИЧ-инфекций, бактериальных и грибковых инфекций, сахарного диабета). По информации СМИ, компанией достигнуты предварительные договоренности с некоторыми крупнейшими фармацевтическими концернами о возможном лицензировании производства патентованных лекарств под известными брендами. По истечении срока патент­ной защиты завод сможет выпускать дженерики.


Собственные производственные мощности уже есть у других крупных российских фармдистрибьюторов, таких как «Протек», «СИА Интернейшнл», «БИОТЭК» и др. В апреле 2009 г. о желании построить завод для выпуска генно-инженерных и высокотехнологичных препаратов заявил один из крупнейших поставщиков в секторе госзакупок — «Ирвин-2» (соинвестором проекта выступает компания «Ростехнологии»).


Как и в случае с консолидацией дистрибьюторских компаний, синергетического эффекта от выхода оптовиков в производственный сектор будет добиться непросто. На рынке есть примеры как успешной, так и не слишком успешной реализации подобной модели.


Решение вопросов дальнейшего развития, связанных с консолидацией компаний, а тем более с выходом в иные сегменты рынка, безусловно, невозможно без наличия соответствующего финансового ресурса. Однако даже недостаток или отсутствие финансирования не означает отсутствия возможностей для развития. Так или иначе конкурентная среда заставляет компании искать пути развития за счет внутренних ресурсов с помощью оптимизации бизнес-процессов. Так, например, грамотное управление товарными остатками, ценообразованием, накладными расходами может помочь небольшим дистрибьюторам не только выжить в конкурентной борьбе, но и прочно занять свое место на бизнес-карте России. А это в конечном итоге гарантирует либо стабильный доход от операционной деятельности, либо значительную прибыль в случае продажи компании.


От ужесточения государственной политики контроля цен на ЛС больше всего могут пострадать сравнительно небольшие компании, ориентированные в основном на вторичную дистрибуцию. Сейчас препараты списка ЖНВЛС формируют около 40% коммерческого розничного рынка в денежном выражении, и если список существенно расширится (и при этом будут ограничены наценки), это станет серьезным ударом по ряду оптовых компаний. Фиксированный процент надбавки на заявленную цену производителя лекарств из списка ЖНВЛС должен привести к сокращению количества посредников, поскольку, например, надбавку 20% сложно поделить между большим количеством оптовых компаний, стоящих в цепочке «производитель — аптека», учитывая и без того сравнительно низкий средний уровень рентабельности оптовой деятельности. Таким образом, основной задачей для оптовых игроков (с учетом государственной активности по регулированию цен, в т.ч. с использованием новых принципов определения наценки на ЖНВЛС) является грамотное по­строение планов закупок на следующий календарный год, а также оптимизация стратегии ценообразования на ЛС.


Несмотря на опасения, связанные с изменением подходов к контролю ценообразования на ЛС, текущая ситуация сулит оптовым компаниям определенные выгоды, которые являются следствием ряда макропроцессов, происходящих на рынке. Так, в течение III квартала с.г. рынок продолжал расти в стоимостном выражении, но вместе с тем наметилась тенденция к снижению темпов роста в натуральном выражении. Для дистрибьюторов это, безусловно, является положительным фактором: снижается ряд операционных расходов (на транспортировку, хранение и т.д.), что в свою очередь положительно влияет на прибыль компаний.


Несмотря на наиболее высокие темпы роста у дистрибьюторов, специализирующихся на дорогостоящем ассортименте (онкологические, гематологические и прочие ЛС), таких как «Р-Фарм», «Евросервис», ряд межрегиональных игроков также демонстрирует положительную динамику развития. В частности, компания «Пульс» продолжает увеличивать свои продажи в регионах, тем самым усиливая влияние на региональных рынках. Высокие темпы развития демонстрируют компании «Профит-Мед», «Лекрус», «Медикал-Лизинг-Консалтинг» и «Фармкомплект»; по сути, это образцы успешной адаптации к новым условиям ведения бизнеса.

Более гибкое реагирование на текущие события, а также стратегический прогноз на несколько шагов вперед относительно ситуации в отрасли позволят компаниям сохранить свои позиции в конкурентной борьбе, которая потенцируется активными действиями со стороны госструктур. В своем развитии некоторые компании выбирают специализацию, другие — диверсификацию. Выбор пути зависит как от внешней, так и от внутренней среды, от готовности компаний к изменениям.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.