Аптеки Албании

14.11.2019
09:38
Современная Албания – это индустриально неразвитая аграрная страна, которая длительное время находилась в международной изоляции, что повлияло на все аспекты развития страны и жизни населения. Основные проблемы национальной экономики – недостаток инвестиций, скудная сырьевая база, дефицит рабочей силы, вызванный низкой заработной платой, отсутствие устойчивых торгово-экономических отношений с развитыми странами и сильная коррупция.

Национальные особенности

Но главная проблема развития страны заключается в демографической ситуации. Низкая рождаемость, рост количества пенсионеров, высокий процент эмиграции населения в более развитые страны и растущий дефицит рабочей силы тормозят развитие экономики и негативно влияют на уровень здравоохранения и фармобеспечения граждан. Показатели детской и материнской смертности до сих пор остаются очень высокими, а количество инфекционных, хронических и сердечно-сосудистых заболеваний растет с каждым годом. При этом продолжительность жизни в Албании довольно высока – это объясняется здоровым укладом жизни населения, большим количеством овощей и фруктов в рационе и низким уровнем потребления алкоголя и табака.

В начале 1990-х гг. в стране после падения коммунистического режима начали возрождаться частные медицинские услуги. Введение в 1995 г. медицинского страхования способствовало развитию обширной сети частных аптек.

В рамках медицинского страхования основные медицинские услуги оказываются населению бесплатно, а стоимость определенных ЛП, назначенных врачом, реимбурсируется пациентам частично или полностью. Спрос на добровольное медицинское страхование в стране полностью отсутствует: полисы ДМС албанцы покупают только для зарубежных поездок.1

Аптеки

В настоящее время в Албании работает 1 600 аптек, из которых только 986 имеют договоры с Институтом медицинского страхования на отпуск пациентам реимбурсируемых препаратов. Государственные аптеки работают только при госпиталях. Все розничные аптеки частные и, как правило, очень маленькие. Аптеки обозначаются зеленым крестом и надписью Farmacia. На каждую аптеку приходится в среднем 1 800 жителей страны. Фармпродукцию в аптеки поставляют оптовые компании – их насчитывается около 200, но только 80 из них имеют договоры на поставку реимбурсируемых ЛС.2

По закону одна аптека должна обслуживать до 3 тыс. жителей, а расстояние между аптеками должно быть не меньше 150 м.

Открыть аптеку в Албании может любой дипломированный фармацевт, окончивший местный университет и имеющий опыт работы не менее 3 лет. Для открытия аптеки нужно получить лицензию – она выдается индивидуально и не может передаваться по наследству. Аптечные сети в стране запрещены.

Большинство аптек расположены в крупных городах, а в сельской местности чаще всего работают аптечные киоски при центрах первичной медицинской помощи. В аптечных киосках представлен ограниченный ассортимент жизненно важных препаратов, и в них, как правило, работают не фармацевты, а другие медицинские работники, имеющие право продавать фармсредства.

Аптекари

Албанских фармацевтов готовят на медицинском факультете Тиранского университета. Прием студентов осуществляется по конкурсу, а количество мест для обучения устанавливает правительство. Ежегодно университет выпускает около 30 дипломированных фармацевтов. Средняя зарплата Аптекаря в Албании составляет 330 евро. Для работы Аптекарем необходимо зарегистрироваться в Министерстве здравоохранения. Для защиты профессиональных интересов фармацевтов в стране действует Албанский Орден фармацевтов и профсоюз.

Для иностранных туристов покупка ЛП может стать проблемой: большинство албанских Аптекарей английского языка не знают, но все они неплохо владеют греческим.

Особенности ассортимента

Выбор ЛП в розничных аптеках небольшой. Основу ассортимента составляют препараты импортного производства, в основном ведущих мировых брендов. Национальные фармкомпании Profarma, Euromedica и Radofarma производят только небольшую часть жизненно важных лекарств. Импорт ЛС растет с каждым годом, но их стоимость довольно высока.

До поступления в продажу все лекарства должны пройти регистрацию в Министерстве здравоохранения. В настоящее время в стране зарегистрировано к продаже более 4 тыс. фармпрепаратов.3

В частных аптеках ассортимент лучше, чем в больничных, но в них нередко продаются некачественные, просроченные или незарегистрированные препараты.

В стране действует список ЖВНЛП, который составляется на основе рекомендаций ВОЗ и утверждается Минздравом. Этот список постоянно расширяется, и в настоящее время в него входит более 300 препаратов. Но дефицит жизненно необходимых лекарств наблюдается даже в госпитальных аптеках.

Большинство ЛП – рецептурные, без рецептов разрешено продавать только 544 препарата. Но на практике эти нормы часто нарушаются. Для обеспечения безопасности граждан и предотвращения случаев продажи незарегистрированных или некачественных лекарств Министерство здравоохранения страны в 2018 г. создало специальную целевую группу для ужесточения контроля за деятельностью аптек. Специалисты из этой группы должны более внимательно следить за ассортиментом аптек и продажами рецептурных средств и при выявлении нарушений принимать административные меры. По статистике, такие нарушения встречаются в половине албанских аптек.

Кроме лекарств, в аптеках продаются гигиенические и косметические средства, парафармацевтика и предметы ухода за больными.

О ценах

С 2012 г. в Албании существует официальная процедура установления референтных цен на основании цен не менее чем в 3 других странах – Греции, Македонии и Италии. Все цены на лекарства фиксированные. Оптовые и розничные торговые наценки в Албании устанавливаются Министерством здравоохранения и одинаковы для всех участников рынка. НДС на ЛП в Албании нет.

Для фармпрепаратов применяется регрессивная шкала наценок. Оптовая наценка для дорогих ЛС строгого учета, предназначенных только для госпитального лечения, составляет 5% к цене производителя, для дорогих ЛС для амбулаторного лечения – 5,5%, при этом розничная наценка для этих групп препаратов нулевая. Для большинства реимбурсируемых препаратов оптовая наценка составляет 8% и розничная 24%, а для не реимбурсируемых соответственно 11% и 25%.3

Реимбурсация

Стоимость препаратов из списка ЖВНЛП частично или полностью реимбурсируется пациентам из средств медицинского страхования. Детям первого года жизни, инвалидам и ветеранам войны все жизненно важные ЛС реимбурсируются на 100%. В остальных случаях процент реимбурсации зависит от тяжести заболевания: например, при раке или туберкулезе пациентов лечат бесплатно, но качество такого лечения довольно низкое.

Реимбурсации подлежит относительно широкий спектр жизненно важных лекарств: в позитивный список входит 426 препаратов (239 действующих веществ). В первую очередь это гипотензивные средства, препараты для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, хронических болезней (диабета и др.).

Цены на реимбурсируемые препараты устанавливает Минздрав по договоренности с производителями или поставщиками ЛС. Они могут изменяться только раз в год. Для получения реимбурсации компании и аптеки должны заключить договор с Институтом медицинского страхования. При реимбурсации замена оригинальных препаратов дженериками не обязательна – этот выбор остается за пациентом, но если он выберет дорогой препарат, то придется доплатить разницу в стоимости ЛС из собственных средств.

Все препараты, подлежащие реимбурсации, в зависимости от процента реимбурсации разделяются на несколько групп. Антациды реимбурсируются на 70%, препараты для лечения диабета на 95%, антикоагулянты и антиконвульсанты на 85%, диуретики на 65%, бета-адреноблокаторы на 60%, блокаторы кальциевых каналов на 50–85% (в зависимости от действующего вещества), анальгетики и противоопухолевые препараты на 100%, транквилизаторы на 50–80%.

В настоящее время расходы на реимбурсацию ЛС составляют 23% всего бюджета здравоохранения, а реимбурсируемыми препаратами пользуется около 45% населения страны. Больше всего от реимбурсации выигрывают пенсионеры: им возвращается от 50 до 70% всех расходов на лекарства.3

__________
1 Nuri B. In: Tragakes E., ed. Heath care systems in transition: Albania. Copenhagen, European Observatory on Health Care Systems, 2002.
2 Enkelejda Avdi. THE EFFECT OF PRICING POLICIES AND COST-CONTAINMENT MEASURES IN ALBANIAN HEALTH INSURANCE SCHEME. Romanian Economic and Business Review, Vol.8, No.3.
3 Voncina L., Sallaku J. Republic of Albania Technical Assistance. Review of Albanian Pharmaceutical Policy, 2014.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.