Аптеки опять могут стать крайними в проблемах обеспечения льготников

25.07.2023
12:07
Пациентские организации просят обязать аптеки обеспечивать отсроченные рецепты в срок до 10 дней, ссылаясь на жалобы льготников на отсутствие препаратов в аптеках. Последние лишь разводят руками: фарморганизации не ведут закупки препаратов для льготных категорий и не влияют на сроки поступления лекарств в регионы. 

Что предложил союз пациентов

Всероссийский союз пациентов (ВСП) обратился в Минздрав с просьбой доработать п.12 Правил отпуска лекарственных препаратов. Ведомство концептуально поддержало это предложение.

С 1 сентября 2022 года прекратил действовать п.12 приказа Минздрава РФ № 1093н. Он обязывал работников аптек ставить на учет рецепты региональных льготников, по которым не удалось выдать лекарства из-за их отсутствия. Для этого фармацевты вели журнал учета рецептов.

Пункт был отменен из-за претензий Национальной медицинской палаты (НМП), которая не соглашалась с семидневной отсрочкой обеспечения рецепта, предлагаемой Минздравом. Представители НМП настаивали, что рецепт должен быть обеспечен в течение одного дня. 

Теперь практика ведения журнала сохранилась только для федеральных льготников. Их рецепты оформляют в соответствии с приказом по регистрации федеральных льготников и их назначений (совместный приказ Минтруда и соцзащиты и Минздрава от № 929н/1345н 21.12.2020). 

Союз пациентов предложил дополнить правила несколькими пунктами. Во-первых, необходимо определить порядок фиксации факта обращения гражданина в аптеку с рецептом в случае невозможности его обеспечения в день обращения. Информация об этом должна вноситься в журнал учета рецептов, находящихся на отсроченном обслуживании, а на рецепте — ставиться соответствующая отметка. Рецепт при этом остается на руках у льготника — так ему проще проконтролировать, в какие сроки его обеспечат нужным лекарством, передает пресс-служба ВСП слова сопредседателя союза Яна Власова.

Кроме того, нужно определить сроки обеспечения всех видов рецептов на отсроченном обслуживании. Следующий шаг — установить порядок и сроки, в которые аптека должна уведомить пациента при поступлении лекарства.

И наконец, ВСП просит принять порядок подачи жалобы гражданином в случае нарушения сроков обеспечения всех видов рецептов на отсроченном обслуживании, сообщил Власов.

В ВСП полагают, что сроки обеспечения лекарствами в большинстве случаев могут составлять 7—10 дней с момента обращения в аптеку. Но, если рецепт выписан с пометкой statim (немедленно) или cito (срочно), необходимый препарат должен быть выдан в течение одного или двух дней соответственно.

Сколько отсроченных рецептов в стране

Проблему отсроченных рецептов обсуждали на «круглом столе» по вопросам лекарственного обеспечения населения, который провел «ОНФ» 17 июля.

Среди граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение, 47% в последний год сталкивались с проблемами при получении рецепта у врача. Такие данные представил эксперт организации «Народный фронт. Аналитика» Дмитрий Цвич.

Чаще всего респонденты жаловались на то, что оформление рецепта занимает слишком много времени, а также на отказ врача выписывать рецепт в связи с тем, что лекарственный препарат отсутствует в аптеке или не закуплен. Иногда им сообщали, что медицинская информационная система (МИС) помешала выписать рецепт.

С проблемами при попытке получить лекарство по рецепту в аптечной организации сталкивались 43%. Больше половины (51%) сообщили, что их рецепт принимали на отсроченное обслуживание; 36% не смогли получить препарат из-за отсутствия его в аптеке, при этом рецепт на отсроченное обслуживание не приняли. У 20% требовали оформить новый рецепт в связи с истечением срока действия первого, находящегося на отсроченном обслуживании. Еще 24% респондентов выдали меньшее количество упаковок, чем было указано в рецепте.

По данным Минздрава, количество отсроченных рецептов в стране в 2022 году существенно сократилось по сравнению с 2021 годом. По федеральной льготе — с 11 125 до 6033, по региональной — с 16 395 до 9077. При этом, как показал мониторинг, изменение статистики может быть связано с тем, что врач отказывался выписывать рецепт, мотивируя это отсутствием лекарственных препаратов в аптеке, запретом на оформление рецепта со стороны руководства или техническим ограничением МИС. Были случаи, когда аптечная организация отказывалась ставить рецепт на отсроченное обслуживание, мотивируя это отсутствием госзакупок необходимых лекарств.

При чем тут аптеки

После отмены п.12 приказа Минздрава аптечные организации находятся «в подвешенном состоянии». «Мы знаем, что прокуратуры некоторых субъектов уже выносят представления о нарушении сроков обеспечения льготных рецептов», — говорит генеральный директор ГУП «Фармация» Архангельской области Екатерина Сташкевич.

Она считает сроки, обозначенные «ОНФ», адекватными. «Семь-десять дней достаточно для обеспечения любого отсроченного рецепта, если препарат не находится в дефектуре», — отмечает Сташкевич. 

Предприятие работает в статусе единственного поставщика в регионе и самостоятельно закупает препараты.

Остальные аптеки, работающие со льготниками, находятся в другом положении: не занимаются закупками, а только выдают препараты по рецептам. 

У организаторов здравоохранения до сих пор вызывает недоумение тот факт, что аптеки не влияют на закупки препаратов для льготников, говорит исполнительный директор Национальной фармпалаты Елена Неволина. 

«Будут фарморганизации вести журнал учета или нет — это не решит вопрос обеспечения больного, — поясняет она. — Аптека в этой цепочке выступает как передаточное звено: фармработник забирает рецепт и выдает лекарство. Розница не участвует в процессе заказа и закупки лекарств». 

Неволина говорит, что для учета необходимых препаратов есть более совершенные механизмы. «Если нужно посчитать количество рецептов, то это можно сделать не через журнал, а ведя регистр на каждого хронического больного, которому положена льгота. Врач назначил препарат и сразу внес данные в регистр», — приводит пример эксперт.

С ней согласен и руководитель крупной госсети, пожелавший остаться неназванным. «Складывается ощущение, что организаторы здравоохранения не понимают, как проходят закупки препаратов для льготников по 44-ФЗ, — говорит он. — Закупку осуществляет орган управления здравоохранением региона. Как аптека должна обеспечить? Купить препараты за свои средства? Ей их никто не вернет. Система работает не так — деньги выделяют региону». 

Неволина добавляет, что для улучшения льготного лекарственного обеспечения нужно менять подход к аналитике. «Регистры больных должны вестись в каждом регионе. И именно по ним, а не по итогам прошлого года нужно проводить закупочные процедуры», — считает она. 

Эксперт добавляет, что органы управления здравоохранением зачастую запрещают врачам выписывать препараты, которые не были закуплены регионом. «Если мы хотим видеть реальную потребность больных, с этой практикой нужно попрощаться. Через регистры можно в режиме реального времени работать с данными: когда врач назначил препарат, почему аптека не может его отпустить, и спросить с органа, который занимается закупками», — говорит она.

Аптеки опять могут стать крайними в деле обеспечения льготников, сетует Неволина. «Информация об отсутствии препарата должна поступить сразу — выписан рецепт, а препарат не был закуплен. Минздрав обязан найти деньги и купить его», — резюмирует она.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.