Чем занимается директор по цифровизации в аптечном бизнесе
Что может информатизация
Цифровизация — это внедрение современных технологий в бизнес-процессы компании. Это не простое обновление оборудования, программного обеспечения, а инновационная концепция управления, вносящая изменения во все сферы деятельности организации.
• Закупочная деятельность — полная автоматизация, отсутствие ручного управления, оперативный учет малейших изменений спроса, а также корректировка заказа, в зависимости от полноты представленности ассортимента и его остатков на рынке поставщиков.
• Логистические процессы — управление транспортом (собственным или наемным) и складскими операциями (грузопереработкой, хранением и пр.).
• Ценообразование — автоматизированная система, обладающая гибкой подстройкой под конкурентов, а также учитывающая спрос и предложение на рынке, в зависимости от выбранной стратегии ценообразования.
• Ассортиментное планирование — система, формирующая ассортиментные матрицы, корректирующая их с учетом спроса, появления новинок на рынке, маркетинговых обязательств компании, законодательных ограничений и пр.
• Управление товарным запасом — система, позволяющая оперативно формировать предложения по распределению товарных остатков между подразделениями аптечной сети для нормализации структуры товарных запасов, минимизирующая уровень неликвидов и сверхзапасов.
• Инвентаризационная деятельность — автоматизация процесса, например, с помощью беспилотников (актуально для складов). Беспилотное устройство со считыванием штрихкодов определяет и распознает наличие того или иного продукта, сравнивая его с информацией в базе данных. Инвентаризация с использованием такой технологии занимает на 30% меньше времени, чем при стандартной процедуре.
• Подбор персонала — автоматизация массового рекрутмента, предполагающая диджитализацию всего процесса взаимодействия и отбора кандидата, а иногда даже и формирования предложения. Автоматизировать можно размещение вакансий, анализ резюме кандидата на специализированных сайтах и профили в соцсетях, загрузку резюме из почты HR-специалиста в базу данных, первоначальный отбор кандидатов, тестирование, видеоинтервью, оценку результатов и пр. Целесообразно отметить, что данный процесс подходит не для всех позиций, а только там, где нужно закрыть много линейных позиций за короткий промежуток времени.
• Диджитализация — предполагает перенос контура общения и обслуживания покупателя из офлайн-канала в онлайн. Параллельный контур обслуживания покупателей, в котором нужно не только учесть все бизнес-процессы офлайн-канала, но и расширить его новыми современными возможностями благодаря использованию искусственного интеллекта и обработки большого объема данных.
Масштабное внедрение проектов по цифровой трансформации будет актуально и рентабельно для субъектов среднего бизнеса (50—80 аптек с оборотом 2—3 млрд руб. в год).
За что отвечает директор
Директор по цифровизации должен быть в курсе тенденций на всех рынках, особенно ритейла. Это необходимо для быстрого переноса и адаптаций удачных инструментов на аптечный бизнес.
Основной функционал директора по цифровизации или цифровой трансформации бизнеса:
• разработка и внедрение цифровой стратегии;
• внедрение цифровых инноваций;
• оценка рентабельности цифровых инноваций и принятие решения об их целесообразности;
• развитие цифровых талантов (вовлечение ключевых сотрудников в направление цифровизации бизнеса);
• поиск и внедрение решений для новых источников доходов компании с применением цифровых технологий.
Ключевые технические навыки и компетенции, которыми должен обладать сотрудник на данной должности в аптечной сети:
• знание технологий и навыков работы с большими данными;
• базовые знания всех функциональных областей аптечного бизнеса;
• знание трендов цифровых технологий;
• навыки планирования, прогнозирования и моделирования;
• навыки проектирования и внедрения IТ-систем.
Обязательно владение следующими управленческими и soft-skills компетенциями:
• управление проектами;
• внедрение изменений;
• навыки оптимизации и реструктуризации бизнес-процессов;
• лидерство;
• коммуникативные навыки.
Как найти специалиста
Где искать таких специалистов? Существует несколько возможностей, одна из них — вырастить его внутри компании, например, из IТ-директора. Есть много программ соответствующего дополнительного образования: «Технологии цифровой экономики», магистратура (Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова); «Цифровая экономика», MBA (МГИМО); «Цифровая трансформация», повышение квалификации (Высшая школа экономики) и др.
Еще один вариант — привлечь специалиста с узкого рынка, работающего с цифровыми технологиями. Здесь могут быть специалисты из крупных digital-агентств или цифровых стартапов.
Есть много программ соответствующего дополнительного образования: «Технологии цифровой экономики», магистратура (Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова); «Цифровая экономика», MBA (МГИМО); «Цифровая трансформация», повышение квалификации (Высшая школа экономики) и др.
Какой «цифровой» директор нужен аптечной сети
Тема цифровизации актуальна для любого формата и размера аптечного бизнеса. Но масштабное внедрение проектов по цифровой трансформации, а соответственно, и должности директора по цифровизации будет актуально и рентабельно для сетей, относящихся к субъектам среднего бизнеса (50—80 аптек с оборотом 2—3 млрд руб. в год).
Компаниям меньшего размера стоит обратить внимание на технологии, которые предлагают маркетинговые и аптечные ассоциации, производители аптечного программного обеспечения и пр., то есть лучше использовать уже готовый продукт.
В заключение скажу, что директор по цифровизации должен помочь в обеспечении:
• конкурентоспособности компании;
• финансово независимого и устойчивого бизнеса;
• компании, формирующей резервы на развитие;
• прозрачно управляемой компании с оптимизированными затратами без потери качества и времени выполнения бизнес-процессов.
Нет комментариев
Комментариев: 0