Данные о фармработниках в федеральный регистр могут внести в сентябре
Какие данные нужно вносить в реестр
С 1 марта у аптек появилась новая обязанность — вносить данные о своих сотрудниках в федеральный реестр. Подушевой учет провизоров и фармацевтов будет вестись в подсистеме ЕГИСЗ — Федеральном регистре медицинских работников (ФРМР). До сих пор в нем были только медики, теперь же аптеки будут «погружать» в систему данные о своих сотрудниках, а образовательные организации — о студентах, прошедших первичную аккредитацию.
Минздрав в октябре обновил правила ведения персонифицированного учета медицинских и фармацевтических работников (приказ № 708н от 28.10.2022). Требования о его проведении распространили на фармработников: учет в ФРМР теперь отнесен к обязательным лицензионным требованиям.
Проверить его соблюдение контролирующие органы смогут с 1 сентября 2023 года, отметила исполнительный директор Национальной фармпалаты Елена Неволина. Она считает, что контроль на первом этапе будет выборочный.
Аптеки обязали вносить в ЕГИСЗ данные о приеме и увольнении специалистов, их должностях, ставках и периодах временного неисполнения функциональных обязанностей. На заполнение личных карточек по каждому сотруднику отводится три рабочих дня с момента появления изменений.
Когда реестр будет заполнен
Основная цель учета — посчитать число фармработников в стране. «В первую очередь Минздрав и контролирующие органы будут обращать внимание на количество сотрудников. Их данные будут привязаны к СНИЛС, — рассказывает Неволина. — Таким образом мы сможем понять, сколько фармработников (по 323-ФЗ, это специалист, осуществляющий фармдеятельность) задействовано в оптовых и розничных организациях».
По данным Росздравнадзора, сейчас в России работает около 82 680 аптек, аптечных пунктов и киосков.
В будущем система будет интегрирована с витриной Пенсионного фонда России. Тогда проверить корректность информации о каждом сотруднике не составит труда.
«Все специалисты, которые прошли первичную аккредитацию, периодическую аккредитацию, автоматически вносятся в реестр, «привязываются» к организации, от которой они подавали заверенный отчет», — пояснила Неволина.
По ее словам, пока сохраняется проблема с учетом специалистов, которые не работают. «Они не могут подать о себе сведения самостоятельно. Документы на периодическую аккредитацию эти лица могут направить только почтовым отправлением», — отметила эксперт.
Сколько сейчас работников числится в фармреестре, знает только Минздрав. «ФВ» направил запрос в министерство с просьбой рассказать о динамике подачи аптеками сведений о сотрудниках. Известно, что как минимум 22 тыс. специалистов, прошедших аккредитацию в прошлом году, уже «погружены» в ФРМР.
«Полную картину о числе фармработников в стране мы увидим к концу 2025 года, когда все специалисты перейдут на свидетельства об аккредитации», — считает Неволина.
Обновление личных данных сотрудников будет подтверждаться данными с портала непрерывного медицинского образования. Поэтому, прежде чем работодатель сможет внести новые данные в систему, работник должен сам обновить данные в личном кабинете на портале НМО.
Сложности аптек
В Ассоциации «Фармацевтическое содружество» рассказали, что внесение данных о фарморганизациях проходит оперативно, а получение доступа к системе задерживается. Только после завершения этого этапа аптеки могут приступить к внесению сведений о сотрудниках.
Некоторые аптечные сети испытали трудности при интеграции данных своей учетной системы с реестром. «Есть проблемы с внесением данных структурными подразделениями, не налажена удобная система поиска сведений, служба поддержки длительно обрабатывает заявки», — говорит руководитель департамента управления и развития персонала «Губернских аптек» Надежда Благодатская.
Непросто оказалось и редактировать штатное расписание, отметила она. «Задумка с реестром хорошая. Уверена, что он будет приносить большую пользу. Но пока, чтобы решить все задачи при внесении данных, нужно задействовать отдельных сотрудников», — сетует Благодатская.
Аптеки, согласно п.2.12 и 2.13 приказа № 708н, должны вносить название организации-работодателя и название должности. В п.21 приказа значатся также даты начала и окончания работы, тип занятия, должности, ставка, основания для увольнения с указанием причин. Кроме того, учитываться должны причина и дата начала временного неисполнения функциональных обязанностей работником.
Такая детализация федеральным законом не предусмотрена. Например, большинство аптек — частные компании, в которых базой для определения зарплаты сотрудников являются должностные оклады, а не тарифные ставки. Должны ли аптеки заносить данные об окладах работников — большой вопрос с точки зрения бизнес-интересов. Ведь часто зарплата сотрудников относится к коммерческой тайне организации. Впрочем, по словам Елены Неволиной, организации не будут иметь доступа к данным своих конкурентов.
Оказалось, что многие сотрудники пенсионного возраста не хотят быть официально учтенными в ФРМР. Из-за дефицита кадров аптеки вынуждены брать на работу пенсионеров, которые выступают категорически против официального трудоустройства.
Многие предприниматели внесли сведения о своих сотрудниках в реестр еще в 2022 году. «Сейчас мы видим, что не все работодатели в установленный законом срок (три дня) сообщают об увольнении сотрудников. Мы столкнулись с этим, внося сведения о новых сотрудниках: оказалось, что они числятся на прежнем месте работы», — рассказала предприниматель Надежда Чунарева из Хабаровского края.
Нет комментариев
Комментариев: 0