Эксперты обозначили инициативы по преемственности лечения «выпускников» фонда «Круг добра»
Финансовое бремя
«К сожалению, механизм преемственности терапии у «выходцев» из «Круга добра» сохраняется только для 11 редких заболеваний, которые включены в программу высокозатратных нозологий, — констатировала юрист Национального совета экспертов по редким заболеваниям, член Экспертного совета Комитета Госдумы по охране здоровья по редким заболеваниям Наталья Смирнова. — В отношении остальных заболеваний такой преемственности не существует. Пациенты могут получить лечение в рамках региональной льготы только при наличии у них инвалидности I и II группы. При этом не все «выпускники» «Круга добра» являются инвалидами».
Как подчеркнули участники дискуссии, число бывших подопечных фонда «Круг добра» стремительно растет, как и необходимость сохранить их приверженность терапии после 19 лет, и вопрос лекарственного обеспечения приобретает все большую остроту. Это обусловлено тем, что сегодня большинство из них может получить лечение только при наличии инвалидности, а также высокой стоимостью терапии, которая создает существенную финансовую нагрузку на регионы, и в ближайшей перспективе будет нарастать, учитывая рост числа «редких» пациентов.
Согласно представленным данным, сегодня в перечень редких (орфанных) заболеваний Минздрава России входит 293 нозологии, в то время как системой госгарантий охвачено лишь 28. При этом порядка 50 орфанных патологий имеют терапию, зарегистрированную на территории страны. Однако доступна она лишь для детей, которые обеспечиваются за счет средств «Круга добра».
Получается, что после достижения 19 лет и выхода из «Круга добра» повзрослевший ребенок попадает в иную систему координат, в которой, чтобы получить препарат, ему нужно стать инвалидом. В то же время, серьезные финансовые вложения в фонд «Круг добра» направлены в том числе на то, чтобы не дать детям с редкими заболеваниями стать инвалидами, и во многих случаях современная терапия позволяет этого добиться.
Представители регионов отметили, что на сегодняшний день отсутствует четкая нормативная правовая база, которая позволила бы обеспечивать терапией «выпускников» фонда. В частности, речь идет об отсутствии оснований для обеспечения «редких» пациентов по общей региональной льготе (Постановление Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890), которые не являются инвалидами и чье заболевание не входит в перечень. Это касается и пациентов, которые нуждаются в терапии незарегистрированными в России препаратами.
В то же время значительная финансовая нагрузка по лекарственному обеспечению взрослых пациентов с редкими заболеваниями лежит на регионах. В частности, в 2023 году лекарственное обеспечение пациентов, которые не входят в госпрограммы (порядка 17 тыс. человек), обошлось 62 субъектам РФ в 10,4 млрд руб. При этом существуют единичные случаи, когда регионы принимают нормативные правовые акты для решения вопроса преемственности терапии у таких детей. Уровень и объем гарантий, предусмотренный ими, разный, что приводит к разной степени доступности терапии в зависимости от региона проживания пациента.
«Фактически внутри региональной льготы выросла еще одна программа редких жизнеугрожающих заболеваний, которую субъекты вынуждены обеспечивать за счет собственных средств в общей массе региональных льготников, бесконечно перераспределяя свой бюджет», — отметила руководитель проектного офиса «Редкие (орфанные) болезни» ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко» Елена Шукан.
Кроме того, по данным экспертов, в ближайшее время финансовое бремя регионов увеличится в разы: в 2024—2025 годах расчетное число пациентов, выбывающих из-под опеки фонда «Круг добра», составит более 640 человек. В частности, речь идет о таких распространенных и высокозатратных нозологиях, как нейрофиброматоз (57 чел., терапия ≈20 млн руб. в год на человека), спинальная мышечная атрофия (100 чел., терапия 17—20 млн руб. в год на человека) и муковисцидоз (177 чел., терапия от 11 млн руб. в год на человека).
«Региональная льгота не предназначена для помещения в нее выпускников «Круга добра» с точки зрения необходимых объемов финансирования», — уточнила Шукан.
Регуляторные механизмы
По данным замначальника управления организации медицинской помощи взрослому населению Министерства здравоохранения Краснодарского края Юрия Сарычева, согласно прогнозному значению по «выпускникам» фонда «Круг добра» до 2027 года, дополнительная нагрузка на бюджет субъекта составит 500—700 млн руб. ежегодно.
Как отметила замминистра здравоохранения Республики Татарстан Фарида Яркаева, сегодня благодаря фонду «Круг добра» регион получает препараты для лечения «редких» детей на сумму около 3 млрд руб. Соответственно, по мере выхода пациентов из фонда нагрузка на региональный бюджет будет расти.
«Принять их [«выпускников» фонда». — Прим. ред.] с 3 млрд, которые есть на сегодняшний день, — это история, которая крайне затруднительна для региональных бюджетов», — отметила замминистра.
В качестве одного из решений проблемы обеспечения выходцев «Круга добра» терапией регионы видят федерализацию системы финансирования. Однако, несмотря на то, что эта инициатива не раз выдвигалась как депутатами Госдумы, так и регионами, она до сих пор не получила движения.
В связи с этим представители экспертного сообщества предлагают рассмотреть и другие механизмы. Например, закрепить гарантии лекарственного обеспечения пациентов с редкими заболеваниями после 19 лет в рамках Постановления Правительства РФ от 26 апреля 2012 г. № 403, приведя в соответствие перечень редких жизнеугрожающих заболеваний с перечнем нозологий фонда «Круг добра», которые имеют зарегистрированную в РФ терапию.
«Так или иначе регионы вынуждены «подхватывать» выходцев из «Круга добра», — подчеркнула Смирнова. — Таким образом, расходы на их лекарственное обеспечение все равно будут существовать и расти. Синхронизация перечней позволит и пациентам, и регионам решить вопрос обеспечения терапией по факту диагноза, а не по инвалидности. При закреплении обязательств по лекобеспечению за субъектами в дальнейшем регионы могут запрашивать софинансирование из федерального бюджета, как это было реализовано ранее в 2015—2016 годах».
Среди преимуществ механизма она отметила наличие отдельного бюджета, а также учет таких пациентов в федеральном регистре, что наглядно покажет реальное число пациентов в регионе и финансовую нагрузку на субъект. Способом балансировки региональных бюджетов в этом случае могла бы стать передача полномочий по лекарственному обеспечению детей из перечня редких жизнеугрожающих заболеваний, которые сейчас остаются у субъектов, в фонд «Круг добра». Тем более что такое решение уже закреплено в поручении Президента РФ по итогам заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, состоявшегося 15 декабря 2022 года (ПР №144 от 26.01.2023).
Не остался без внимания участников и вопрос актуальности присутствия лекарственных препаратов, предназначенных для терапии высокозатратных нозологий (ВЗН), в данном перечне с финансовой точки зрения. Это обусловлено тем, что стоимость на некоторые из них за последние годы снизилась в разы.
По словам сопредседателя Всероссийского союза общественных объединений пациентов Яна Власова, необходимо добиться пересмотра перечня препаратов из ВЗН, стоимость которых снизилась более чем в 10 раз, чтобы вывести их в ОМС. Это позволит сделать систему регионального обеспечения этих пациентов более гибкой, а также освободит возможность для включения в перечень ВЗН новых препаратов или расширения перечня орфанных заболеваний, пояснил эксперт.