Где фармработнику обучиться информационным технологиям

30.03.2021
11:15
В западной фармацевтике существует понятие «beyond the pill», что в дословном переводе означает «за пределами таблетки». Эта система призвана связать между собой врачей, фармацевтов и пациентов, обеспечив последних информационной поддержкой на всех этапах лечения. Цифровизация здравоохранения, в том числе фармации, подразумевает активное внедрение информационных технологий. Но насколько ключевые участники процесса — аптекари готовы к цифровому будущему? Как обстоят дела с IT-образованием?

Цифровое образование в докладе FIP

В начале 2021 года Международная фармацевтическая федерация (FIP) опубликовала данные опроса, посвященного цифровому медицинскому образованию.

Полученные результаты показали, что многие фармспециалисты не знакомы с новыми цифровыми технологиями здравоохранения, такими как блокчейн, боты, цифровые лекарства, искусственный интеллект, и лишь небольшая часть респондентов получила образование в сфере IT.

Некоторые опрошенные студенты и даже преподаватели путали цифровое медицинское образование с онлайн-обучением, демонстрируя полную неосведомленность в теме информационных технологий. Те, кто все-таки изучал их, отметили, что обучение в основном затрагивало такие цифровые медицинские инструменты, как онлайн-фармация, мобильные приложения и телемедицина.

19-1.jpg (86 KB)

Уровень IT-обучения сегодня

Опрос показал, что большая часть фармацевтических школ не включают изучение информационных технологий в свои образовательные программы. Некоторые учебные заведения, предоставляющие цифровое образование, внедрили его в уже существующие курсы. Только несколько вузов предлагают студентам освоение информационных технологий в качестве самостоятельного курса. И совсем редкость, когда обучение проводилось экспертами из индустрии цифрового здравоохранения.

Комментирует фармацевт
Сергей Флегонтов, ведущий IT-специалист, Москва:
Информационные технологии призваны облегчить, ускорить и оптимизировать работу конечного пользователя, уменьшить вероятность ошибок вследствие человеческого фактора. Основная нагрузка в организации всей этой системы, как мне кажется, ляжет на плечи разработчиков (аналитиков, программистов, IТ-специалистов). В виду ограниченности функционала аптекаря как конечного пользователя освоение программного обеспечения, так называемого «рабочего места» не должно вызывать особых сложностей. Для этого необходимы базовые знания ПК на уровне пользователя и прохождение недлительных курсов изучения мануала. И по мере совершенствования системы, добавления и изменения функционала потребуется «освежать» знания.

Еще один важный вывод, сделанный в докладе FIP, заключается в том, что существующее цифровое образование в большей степени ориентировано на обеспечение административных и функциональных компетенций для облегчения бизнес-процессов и управления аптекой. А задача цифровизации здравоохранения — ориентировать его на пациента, приведя к слаженной системе взаимодействия «врач—фармацевт—пациент». К уже упомянутой «beyond the pill», только в новом, более совершенном качестве, где в основу будут положены современные информационные технологии.

Тренд на цифровизацию в России

Необходимость изучения IТ не вызывает сомнения — с введением обязательной маркировки ЛС, электронных рецептов, с переходом на электронное делопроизводство, с развитием справочно-консультационных сервисов она стала актуальной. Однако тенденция с цифровым обучением в России та же: уровень развития информационных технологий опережает уровень компетентности фармацевтических работников.

Комментирует фармацевт
Анна Гуцеловская, сотрудник аптеки, Екатеринбург:
Я фармацевт и провизор c 2017 года, оба сертификата действующие. В колледже у нас был предмет информатика, но он никак не был связан с фармацией. Там нас обучали простым базовым вещам — работе в Word и с таблицами Excel. Возможно, кому-то это и пригодилось, но на тот момент уже почти в каждом доме был компьютер. А в академии я даже и не помню, был ли такой предмет. Я считаю, что давно пора обучать программам, которые реально бы пригодились при работе в аптеке (хотя бы фармсправка или работа с 1С). Изучение информационных технологии необходимо вводить на последних курсах, чтобы знания сохранялись до выхода студента на работу. Но мне кажется, к этому мы придем еще не скоро. Такая система требует детальной проработки. Об уровне развития информационных технологий у нас можно судить по введению маркировки, с которой было огромное количество проблем.

20-1.jpg (106 KB)

Система фармобразования, к сожалению, не адаптирована к обучению современным цифровым технологиям. Учебные заведения, где есть подобные курсы, можно пересчитать по пальцам, да и преподают они в основном базовые вещи: информатику и компьютерную грамотность.

К примеру, в Иркутском государственном университете в программу по специальности «Фармация» включены такие дисциплины, как «Фармацевтическая информатика» и «Информационное сопровождение фармации». В рамках дисциплин рассматриваются вопросы применения информационных технологий в научной и практической фармации.

Казанский государственный университет предлагает магистерскую программу «Информационные технологии в фармакологии», рассчитанную на два года обучения. Магистров фармакологии готовят, конечно, не для работы за первым столом, но они могут преподавать в высших и средних медицинских и фармацевтических учебных заведениях.

На образовательном портале «Провизор 24» информационных технологий касаются в рамках курса повышения квалификации «Экономика и управление в фармации». Продолжительность обучения составляет 144 академ. часа, стоимость — 6,5 тыс. руб. Также «Информационные технологии в фармацевтической деятельности» входят в курс переподготовки по специальности «Фармация», предлагаемый Московской академией строительного и промышленного комплекса. Стоимость зависит от числа студентов и часов обучения.

20-2.jpg (126 KB)

Совсем скоро «классическое» ПО перестанет справляться со своими задачами, поэтому будущее за цифровой аптекой. Но вопрос внедрения и освоения новейших информационных технологий пока остается открытым.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.