Как аптеке не переплачивать за вывоз отходов

27.12.2022
12:37
При разработке законодательства не всегда учитывается специфика деятельности предприятий. Один из таких примеров — регулирование обращения твердых коммунальных отходов. Во многих регионах страны аптеки не выделены в отдельную категорию и вынуждены платить за вывоз отходов в тех объемах, в которых они их не производят.

Как все устроено

Многие аптечные организации арендуют помещения. И если договором аренды не предусмотрено заключение договора на вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО) арендодателем, то арендатор, как собственник отходов, обязан заключить договор на их вывоз с региональным оператором1.

Как правило, аптеки самостоятельно заключают договоры на вывоз ТКО, не находя поддержки у арендодателей.

НЕВЫПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ВЫВОЗУ ТКО ГРОЗИТ ШТРАФАМИ: ДЛЯ ИП — ОТ 30 ТЫС. ДО 50 ТЫС. РУБ., ДЛЯ ЮРЛИЦ — ОТ 100 ТЫС. ДО 250 ТЫС. РУБ2.

Договор, который подписывает аптека с региональным оператором, — это документ, где главные условия, а именно нормативы накопления отходов и тарифы на услуги по вывозу ТКО, устанавливаются не сторонами договора, а органами власти субъектов.

Региональных операторов определяют по итогам конкурса, который проводится органом исполнительной власти субъекта. Норматив накопления ТКО для каждой категории объектов разный. Каким будет норматив для магазина, автомастерской, аптеки и т.д., определяют местные власти3.

Кто и как рассчитывает норматив

Для установления нормативов накопления отходов должны проводиться замеры. В такой работе участие представителей бизнеса необходимо.

«Но, по нашим данным, ни одной аптеке не было предложено поучаствовать в подобных мероприятиях, — рассказывает зам. директора СРО «Ассоциация независимых аптек» по юридическим вопросам Светлана Воскобойник. — Оказалось, что для местных органов власти они не существуют как отдельная категория. В лучшем случае их относят к промтоварным магазинам.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ АПТЕЧНЫЙ БИЗНЕС ВЫНУЖДЕН ОПЛАЧИВАТЬ ВЫВОЗ ОТХОДОВ В ТЕХ ОБЪЕМАХ, В КОТОРЫХ ОН ИХ НЕ ПРОИЗВОДИТ.

При этом аптеки, в отличие от тех же промтоварных магазинов, должны еще иметь отдельные договоры на утилизацию медицинских отходов и недоброкачественных лекарственных средств. Переплата налицо.

Ситуация усугубляется тем, что в большинстве регионов за расчетную единицу был принят 1 м² общей площади, а не 1 м² торгового зала, как для других категорий, например продуктового ритейла, отмечает Воскобойник.

Как отстоять права аптеке

«По просьбе наших участников ассоциации мы написали обращения в уполномоченные органы исполнительной власти Ленинградской области и Краснодарского края с просьбой выделить аптечные организации в самостоятельный блок предприятий, проведя актуализацию нормативов ТКО по данной категории объектов (замеры объема, установление морфологического состава и т.п.)», — говорит Воскобойник.

По ее словам, Комитет Ленинградской области по обращению с отходами выразил готовность это сделать.

«В настоящее время подведомственным комитету учреждением Ленинградское областное ГКУ «Центр Ленинградской области по организации деятельности по обращению с отходами» заключен государственный контракт на проведение замеров нормативов накопления ТКО с целью их пересмотра», — говорится в ответе, полученном на запрос СРО.

В рамках указанных работ предусмотрено проведение замеров на предприятиях категории «аптека» с целью последующего выделения их в отдельную подкатегорию в составе категории «предприятия торговли».

Аналогичное письмо пришло и от Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края.

Комментарий юриста

Таисия КУБРИНА, юрист практики направления «Фармацевтика и здравоохранение» «Пепеляев групп»

Аптеки при организации работы с отходами должны учитывать не только требования законодательства в части бытовых отходов, но и требования санитарного законодательства. Они утверждены СанПиНом 2.1.3684-214.

Регламентируются требования к обустройству контейнерных площадок — их размер, организация подъездных путей, используемые материалы и другие параметры.

  • Удаленность контейнерных площадок не должна превышать установленных СанПиНом нормативов. Например, мусорные контейнеры должны размещаться в пределах 20—100 м от жилых многоквартирных домов.
  • При организации сбора мусора не должны превышаться лимиты по установке мусорных контейнеров на одну площадку, т.е. не больше восьми баков для сбора несортируемого мусора и 12 баков — при раздельном сборе ТКО.
  • Владельцы площадки должны проводить ее уборку (без промывки контейнеров и бункеров), дезинфекцию и дератизацию, а также соблюдать периодичность вывоза мусора. При температуре выше 5°С вывозить мусор необходимо ежедневно, при понижении температуры ниже 4°С допускается вывозить мусор в течение трех дней.

Нарушение требований СанПиНа к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов грозит административным штрафом: на ИП — от 50 тыс. до 60 тыс. руб., на организацию — от 200 тыс. до 300 тыс. руб. (ч.1 ст.6.35 КоАП РФ). Альтернативно деятельность аптеки могут приостановить на срок до 90 суток.

____________________
1 Федеральный закон № 89-ФЗ от 24.06.98 «Об отходах производства и потребления», Постановление Правительства РФ № 1156 от 12.11.2016.
2 Ст.8.2. КоАП РФ.
3 Постановление Правительства РФ № 269 от 04.04.2016.
4 Постановление главного санитарного врача № 3 от 28.01.2021.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.