Как бороться с тихим увольнением

27.07.2023
10:18
«Тихое увольнение» — образ действий сотрудника, когда он не увольняется, но не выходит за рамки должностной инструкции. Казалось бы, все хорошо: бережно относится к себе, не перерабатывает. Но эксперты видят в «тихом увольнении» угрозу не только для работодателя, но и для самого сотрудника.

Ключевые критерии

По словам управляющего консультанта сектора Healthcare Antal Talent Оксаны Колоколовой, «тихое увольнение» — довольно обсуждаемая сейчас тема:

«Говорят, что она стара как мир. Но после пандемии этот тренд стал более заметен. Некоторые прочувствовали возможность появления баланса между личной жизнью и работой и сбавили обороты».

К ключевым критериям «тихого увольнения» можно отнести:

  • тайминг. Сотрудник уходит с работы сразу после окончания рабочего времени, не отвечает на звонки и не заглядывает в рабочие чаты вне рабочего дня;
  • отсутствие вовлеченности. Сотрудник не готов выполнять задачи сверх должностных обязанностей. Даже если это проекты, предусматривающие премиальные выплаты и возможность карьерного роста;
  • отдаление. Сотрудник меньше общается с коллегами, неохотно участвует в корпоративных мероприятиях.

Истоки «тихого увольнения»

Выгорание — это то, что чаще всего переводит человека в стадию «тихого увольнения».

Работа с клиентами, с их не самыми корректными запросами может приводить к эмоциональному, профессиональному выгоранию. Именно в этом состоянии сотрудники работают без энтузиазма», — говорит зам. генерального директора по управлению персоналом аптечной сети «Ригла» Надежда Камышникова.

«У выгорания могут быть разные причины, — говорит Колоколова. — Возможно, работа перестала мотивировать. Могут быть и личные причины: проблемы со здоровьем, сложности в семье. Или, наоборот, радостные события — сотрудница вышла замуж и ее приоритеты в плане работы и личной жизни поменялись».

Есть и такие сотрудники, для которых состояние «тихого увольнения» — жизненное кредо.

ПРИЧИНОЙ «ТИХОГО УВОЛЬНЕНИЯ» МОЖЕТ БЫТЬ РАБОТОДАТЕЛЬ.
«МЫ НЕ СМОГЛИ ВЫПОЛНИТЬ ПЛАН ПО ИТОГАМ 2022 ГОДА, — РАССКАЗАЛА ЮЛИЯ, СОТРУДНИК НЕБОЛЬШОЙ АС. — В РЕЗУЛЬТАТЕ НАМ НЕ ВЫПЛАТИЛИ ПРЕМИЮ И ОФИС СПУСТИЛ НОВЫЙ ПЛАН НА 2023 ГОД — НА 20% ВЫШЕ. ПРОСТО РУКИ ОПУСКАЮТСЯ. ВМЕСТО ТОГО, ЧТОБЫ РАЗОБРАТЬСЯ В ПРИЧИНАХ, ТРЕБУЮТ ЕЩЕ БОЛЬШЕ».

В чем ущерб

«Невнимательность, отсутствие мотивации, нежелание разделять с коллегами ответственность и активно работать на выполнение поставленных аптеке планов, отсутствие интереса к обучению, развитию и росту», — так характеризует Колоколова ущерб, который может нанести сотрудник, работающий в режиме «тихого увольнения», себе и аптеке.

«Страдает процесс фармконсультирования, — комментирует руководитель департамента управления и развития персонала АО «Губернские аптеки» Надежда Благодатская. — Первостольники должны полноценно проконсультировать посетителя согласно его запросу. При необходимости — предложить препарат с тем же действующим веществом другого производителя, если нет в наличии того, что спрашивает клиент. Те, кто переключился в режим «тихого увольнения», как правило, консультировать не готовы».

«Сотрудники в состоянии «тихого увольнения» нередко отказываются выходить на замену заболевших коллег, — говорит заведующая группами аптечных организаций АС «Вита» (Санкт-Петербург) Анастасия Иванова.

— Страдает график, в результате другие сотрудники перерабатывают, что может негативно сказаться на их работоспособности».

«Тихое увольнение», как дурной пример, заразительно — активный сотрудник, видя, как коллега работает в режиме сбережения энергии и получает такую же зарплату, задумывается, стоит ли продолжать напрягаться?

Вернуть к профессиональной жизни

Вернуть к профессиональной жизни сотрудника в состоянии «тихого увольнения» можно, уверена Колоколова.

Для начала нужно его продиагностировать и выявить причину, а также понять, что сотрудника может «драйвить» — новые задачи, проекты, новый карьерный вектор.

По мнению Камышниковой, работают нематериальные способы мотивации: «Необходимо сказать спасибо, оценить вклад в общее дело, рассказать о важности этой работы сотруднику. Мы часто проводим конкурсы, которые добавляют азарта и драйва первостольникам. Также организуем бизнес-завтраки с топ-менеджментом компании, где сотрудники аптеки могут напрямую задать волнующие их вопросы».

Если «тихое увольнение» связано с тем, что сотрудник чувствует себя не на своем месте, в «Губернских аптеках» ищут варианты.

«Были случаи, когда переводили на другую работу. К примеру, сотруднику тяжело общаться с клиентом за первым столом, а в контактцентре он более успешен и мотивирован. Если у сотрудника есть склонность и позволяет образование, возможно перевести в производственную аптеку, на склад, подобрать подходящую позицию в офисе», — говорит Благодатская.

«Стараемся создавать дружелюбную атмосферу в коллективе, чтобы сотрудники чувствовали себя комфортно и могли подойти с любым вопросом к заведующей, — говорит Иванова. — Ситуации бывают разными, если «тихое увольнение» происходит по причине усталости и переработок, обсуждаем отпуск или дополнительные выходные. Если состояние связано с тем, что сотрудник хочет сменить сферу деятельности, совместно изучаем все плюсы и минусы. Надо оставаться прежде всего человеком и быть внимательными друг к другу».

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.