Как и с кем приходится конкурировать аптекам во всем мире

26.12.2023
13:30
Основным словом 2023 года для аптечного ритейла могло бы стать слово «конкуренция». Ее усиление ощутили фармацевтические организации в самых разных частях света. Где-то им пришлось соревноваться за клиентов между собой, где-то — с онлайн-площадками, где-то — с зарубежными игроками. Но есть страны, которые только задумываются над тем, как стимулировать конкуренцию.
Фото: ljupco/ru.123rf.comgomolach/ru.123rf.com

Кто меньше

Конкуренция классических аптек с сегментом e-com в Германии продолжает расти. Доля онлайн-торговли в общем объеме продаж лекарств OTC составляет 23%. В некоторых категориях она выше: например, в средствах для снижения веса — 56%, а в лечении зависимостей — 40%, приводит данные IQVIA.

Интернет-аптеки во всех смыслах доступнее «каменных». В Германии с населением в 83 млн человек на 4644 человека приходится только одна аптека, при этом количество аптек в стране сократилось с 2012 года на 17%. Для сравнения: в Испании, например, где на онлайн приходится всего 4% рынка, на 2143 человека приходится одна аптека. В то время как число традиционных аптек увеличилось на 2% за тот же период.

Однако, как выяснил Гамбургский потребительский центр, и среди самих онлайн-площадок цены могут различаться весьма существенно — в среднем на 33%. Таковы итоги сравнительного анализа ценников в 15 интернет-аптеках на 20 безрецептурных лекарственных средств, цены на которые не регулируются государством, в отличие от Rx-препаратов, передает Morgen Post. 

По некоторым обезболивающим препаратам разница составила 60%, по противогриппозным — 49%, по успокоительным — 42%. Разница в цене на детский назальный спрей достигла 31%. Почти на треть на разных площадках различались цены на пастилки для горла.

При этом исследователи обратили внимание, что ни один портал сравнения цен автоматически не предоставляет полный обзор рынка, так что в поисках самого выгодного предложения покупателям придется потрудиться.

Аптечные челноки

Перебои с поставками лекарств, а также разные подходы к ценообразованию в соседних странах способствуют развитию аптечного туризма. Так, из-за дефицита психотропных препаратов (в частности, бензодиазепинов) в Швейцарии местные жители в этом году были вынуждены ездить за медикаментами в Италию. Покупки за рубежом пациентам, скорее всего, придется оплачивать из собственного кармана — рассчитывать на страховое возмещение пока не приходится, пишет швейцарское издание RSI. Но если ситуация с дефектурой сохранится, то властям придется установить возмещение стоимости лекарств, купленных за границей, констатируют эксперты.

Аптеки в турецком городе Эдирне привлекают «челноков» из Болгарии, потому что цены на лекарства в Турции намного ниже. Как рассказал Hurriyet Daily News глава палаты фармацевтов Эдирне Гюркан Кылычджигиль, болгары совершают свои шоп-туры в основном в выходные дни. Большим спросом пользуются витамины и пищевые добавки, средства для лечения таких распространенных заболеваний, как простуда.

От телефонов к фарме

Вьетнам столкнулся с ростом доли аптечных сетей на рынке и новых непрофильных игроков. По данным IQVIA, в 2016 году здесь насчитывалось 55,3 тыс. аптек, из которых только 185 принадлежали сетям. В 2021 году общее количество аптек сократилось до 44,6 тыс., но количество точек, относящихся к АС, увеличилось до 1,6 тыс. В 2022 году количество крупных сетей продолжало расти. Так, по состоянию на июль 2022 года количество филиалов Pharmacity увеличилось более чем на 40%, Long Chau (входит в экосистему FPT Digital Retail Company, авторизованного реселлера продукции Apple в стране) — более чем на 70%, а An Khang — почти удвоилось по сравнению с предыдущим годом.

На рынок также вышло много новых компаний, в том числе Wincommerce, владеющая сетью круглосуточных магазинов Winmart (насчитывает 3 тыс. магазинов), и Viettel, принадлежащая Министерству обороны Вьетнама. Ее специализация — мобильная связь, интернет-услуги и производство электроники, ей принадлежит розничная сеть из 370 магазинов.

По оценкам SSI Securities, аптечные сети отвоевывают долю рынка у одиночных аптек, поскольку правительство вводит более строгие правила для фармацевтических ритейлеров, устанавливая более жесткий контроль за отпуском рецептурных лекарств. Увеличение потребления витаминов и БАД во время пандемии также ускорило открытие аптек. 

Инфляция выступает сдерживающим фактором для роста рынка в денежном выражении. Поэтому сети пытаются диверсифицировать свои продуктовые портфели, включив в них другие быстро растущие потребительские товарные категории, такие как средства личной гигиены, косметика, кондитерские изделия и напитки, тем самым увеличив выручку и прибыль. К тому же крупные сети могут договориться с поставщиками о более выгодных условиях, что, в свою очередь, может помочь им увеличить маржу.

Снять ограничения

В Австралии, где насчитывается порядка 6 тыс. аптек, наоборот, комиссия по производительности, которая была создана для проведения независимых исследований и консультирования правительства, бьет тревогу: следует срочно отменить антиконкурентные положения закона о собственнике и местонахождении аптечных организаций. 

В большинстве территорий страны только зарегистрированный фармацевт (или член его семьи) может владеть аптекой. При этом больше пяти торговых точек ему иметь нельзя. Несмотря на такие условия, 73% рынка принадлежат четырем основным сетям, в которых небольшие игроки участвуют в формате франшизы или в каких-то других формах, говорится в отчете, который опубликован на сайте комиссии. 

Эксперты комиссии считают, что надо допустить на розничный фармрынок больше игроков, потому что отсутствие конкуренции на нем негативно отражается на потребителях.

«Сейчас на душу населения приходится меньше аптек, чем тогда, когда были введены ограничения, и это способствовало созданию местных монополий, — сказано в исследовании. — Правительству Австралии следует последовать примеру Великобритании и США, где власти более лояльны и разрешено открывать аптеки в тех же супермаркетах».

Переманить у конкурента

Австралия при этом может столкнуться с конкуренцией за внутреннего клиента, то есть фармспециалистов. Ведь те страны, которые упоминаются в отчете, уже испытали это сполна. В США, например, аптеки в некоторых регионах сталкиваются с такими трудностями при наборе кадров, что готовы взять на себя погашение кредита за учебу, если это фармацевт, который недавно окончил колледж, или выплатить так называемый подписной бонус. Его сумма составляет от 15 тыс. долл. для помощника фармацевта до 75 тыс. долл. для фармспециалиста, пишет портал Pharmacist.com.

По аналогии с российской госпрограммой «Земский доктор» одним из распространенных условий получения выплаты является то, что сотрудник обязуется отработать определенный период времени в аптеке: от одного до трех лет. Кстати, такая практика распространена во многих отраслях экономики США: от фастфуда и курьерской доставки до авиации.

Согласно недавнему решению суда Калифорнии, если фармацевт был уволен до завершения указанного периода, он должен вернуть бонус в полном объеме. В данном случае специалисту выплатили 35 тыс. долл. и обязали отработать три года, но через 21 месяц его уволили. 

Англия тоже испытывает кадровый голод. На протяжении нескольких лет активно привлекала к себе на работу специалистов: фармацевтов и врачей с Африканского континента, из Пакистана и Индии. Полностью закрыть потребность в рабочих руках это все равно не помогло. Вдобавок привело к тому, что эти страны испытывают колоссальный дефицит фармацевтических и медицинских кадров. 

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.