Как профориентация снижает риски выгорания фармспециалистов
Синдром третьекурсника
В среде профориентологов есть понятие «кризис третьего курса». Это когда студент после нескольких лет обучения хочет покинуть вуз, поняв, что ошибся с выбором профессии.
Случаи разочарования в профессии нередки и у выпускников, когда, к примеру, молодой специалист приходит в аптеку, а его ожидания не совпадают с реалиями работы.
По мнению экспертов, решить эту проблему может системная профориентация. Залог успешной карьеры в современном, быстро меняющемся мире — осмысленный подход к формированию траектории профессионального пути, уверена зам. директора фармацевтического колледжа «Новые знания» (ФКНЗ), канд. фарм. наук Людмила Шайдурова.
Речь идет не только о помощи выпускникам школ в выборе профессии, но о профориентации в широком смысле, на разных этапах карьеры. Необходимость внедрения такой практики обсуждалась профессиональным сообществом в ходе конференции «Карьера и профессиональное развитие 2023. Взгляд в будущее», прошедшей в ФКНЗ.
Профориентация поможет студенту правильно выбрать специализацию, работающему специалисту — сменить направление в рамках базового образования, если специальность мало востребована на рынке или налицо профессиональный тупик.
Выйти из тупика
Профессиональное выгорание — явление распространенное, особенно в нынешних реалиях. Это сигнал, что человек готов к смене деятельности, считает Шайдурова. С помощью профориентации можно изменить вектор приложения своих знаний и навыков, не меняя резко основную профессию.
Одна из функций профориентации — диагностика личностных особенностей и склонностей. «Когда человек по психотипу флегматик, а его убеждают, что он будет эффективен в отделе продаж, скорее всего, это будет неправильная история. Не генерируя профессию соответственно своему психотипу, мы не получим эффективного работника», — подчеркивает эксперт.
Плюсы партнерства
Только совместные действия образовательных учреждений и работодателей в долгосрочной перспективе могут создать эффективную систему подготовки высококвалифицированных специалистов, уверена зав. отделением ДПО Бирского медико-фармацевтического колледжа (Башкортостан) Анна Литвинова.
Она представила модель сетевого взаимодействия в образовании с базовыми площадками. В структуру сети входят средние школы Бирска, Башкирский ГМУ, Уфимский колледж статистики, информатики и вычислительной техники, аптечные сети ГУП «Башфармация», «Вита», «Апельсин», «Фармленд» и др.
Будущие фармацевты проходят практику в аптечных сетях региона с дальнейшей перспективой трудоустройства. «Наши выпускники на 100% трудоустроены», — подчеркнула Литвинова, упомянув еще одну форму сетевого взаимодействия с работодателями — целевой набор.
Социальное партнерство с представителями компаний и аптечных сетей все прочнее входит в практику педагогической деятельности, констатировала руководитель фармотделения Крымского медицинского колледжа Наталия Мельникова. Сотрудничество имеет практический выхлоп. Так, мастер-классы медпредставителей по мерчандайзингу выливаются в проекты студентов в аптеках, в частности, по оформлению витрин с продуктами парафармацевтики. Выпускники стартуют в профессии, хорошо понимая реалии будущей работы.
Достройка специалиста
В Сахалинской области в аптеках большая нехватка фармспециалистов, в т.ч. из-за отсутствия в регионе образовательных учреждений, выпускающих провизоров и фармацевтов. Ближайшие города, где есть профильные вузы и ссузы, — Хабаровск и Владивосток. Популяризация профессии — один из способов привлечь молодежь в отрасль.
«Профориентация у нас не останавливается», — поделилась член правления Ассоциации фармработников Сахалинской области Ольга Мочалова. Представители компаний приходят в школы, рассказывают о специальности, приглашают на мастер-классы в аптеки. В школах есть медицинские классы, где ребята получают вводные знания о специальностях в медицине и фармацевтике. Не все из тех, кто уезжает с Сахалина учиться на провизора и фармацевта, возвращаются после получения диплома обратно. Но частично кадровые дыры с помощью профориентации удается закрывать.
По словам Мочаловой, уровень подготовки выпускников «не дотягивает», «знают профессию по азам». Но сейчас есть много возможностей повысить свою квалификацию, было бы желание.
Куда пойти и как получить знания, чтобы эффективно развиваться в профессии? Помочь с ответом на этот вопрос как раз призвана профориентация. Одно из ее направлений — знакомство с вариантами развития, курсами краткосрочного образования, программами переподготовки и т.д.
«Дополнительное образование — это дополнительные возможности карьеры. Если есть база, можно достроить специалиста до той позиции, в которой он планирует развиваться в будущем», — отметила начальник отдела ДПО ФКНЗ, международный эксперт, тренер национальной сборной WorldSkills Russia по компетенции «Фармацевтика» Светлана Усатова.
Из фармацевтов в менеджеры
«Молодой специалист, не имеющий стажа, чтобы претендовать на управленческую должность, может войти в кадровый актив компании, пройти обучение и получить шанс стать заведующим аптекой», — рассказала менеджер по работе с учебными заведениями аптечной сети «Вита» Гюльназ Хасанова. Компания будет знать, что в данном регионе есть подготовленный к должности сотрудник, который при открытии вакансии после 10-дневной офлайн-стажировки у наставника сможет возглавить аптеку.
«Это дешевле и быстрее, чем обучать с нуля специалиста, приглашенного со стороны», — отметила Хасанова.
«Фармацевтика, помимо работы в аптеке, предполагает много других направлений. Выгорел здесь — можешь идти в другую область. Это самореализация», — рассуждает зам. директора Могилевского государственного медицинского колледжа (Белоруссия) Светлана Костусева.
По ее словам, меняющиеся реалии рынка заставляют стандартную базу фармобразования трансформироваться. Появился тренд в сторону пациенториентированных услуг. Как следствие, идет трансформация компетенций фармспециалиста.
Современный профессионал — это не только грамотный, ответственный, мобильный, инициативный, коммуникативный работник, но еще и специалист, владеющий иностранными языками, основами экономики, маркетинга, психологии.
Нет комментариев
Комментариев: 0