Как работают аптеки в Португалии

28.10.2021
11:58
Выпускница фармфакультета Запорожского госмедуниверситета Юлия Потапова переехала в Португалию из Украины 11 лет назад. Поначалу приходилось работать в кафе, но с самого начала она знала, что рано или поздно вернется в аптеку. Цель была достигнута через восемь лет после переезда: Юлия подтвердила украинский диплом фармацевта и получила право работать за первым столом.

Из кафе в университет

В Португалию Юлия Потапова переехала вместе с мужем и двумя сыновьями, поэтому первое время после переезда она занималась в основном воспитанием детей. А спустя три года, в возрасте 33 лет решила подтвердить свой украинский диплом.

Для этого ей пришлось перевести на португальский язык массу документов, включая программы обучения. Часть дисциплин ей зачли, но часть в наших вузах даже не читают. Их Юлии предстояло выучить с нуля.

«Мой факультет в Университете Лиссабона назывался «Фармацевтические науки», — рассказывает героиня. — Нам преподавали гематологию, паразитологию, анатомию, биохимию. По его окончании специалист может пойти работать в лабораторию, в аптеку, на фармпроизводство. Возможностей для трудоустройства много».

Поскольку у Потаповой уже был диплом о высшем образовании, то для нее учеба в университете считалась практически бесплатной — 1 тыс. евро в год.

«На последнем курсе у меня родился третий ребенок, — вспоминает Потапова. — Моей маме приходилось ездить вместе с нами в университет. В перерывах я выскакивала к дочке и кормила ее грудью, а потом бежала обратно в аудиторию».

Когда Юлия поступала в вуз, португальский язык она не знала. Только на уровне общения в кафе, где успела поработать сразу после переезда. К счастью, «фармацевтический язык» — международный, поясняет Юлия. По самым сложным предметам она нашла репетиторов.

Было нелегко: трое детей, чужой язык, пять лет учебы. Да и выложить пять тысяч евро за обучение — задачка не из простых.

53-1.jpg (482 KB)

В деревне неподалеку от Лиссабона, где Потаповы тогда жили, все знали, что «Джулия собралась учиться».

«Однажды ко мне подошла клиентка в кафе, где я работала, и спросила: «Тебе нужны деньги? Я заплачу за твою учебу, а когда ты выйдешь работать — отдашь», — рассказывает героиня. — И она просто так дала мне 5 тыс. евро, за что я ей очень благодарна».

Отучившись пять лет, в 2019 году она наконец-то получила заветный диплом.

Сколько получают фармацевты Португалии

Сейчас в Португалии другие правила для иностранцев, уточняет Потапова. Человек приезжает, показывает свой диплом и сдает экзамен на проф­пригодность. Сдал — поступил в Орден фармацевтов — имеет право выйти на работу. Не сдал — получает еще один шанс. А вот если оба раза провалил экзамен, тогда надо учиться заново.

Но все усилия стоят этого, говорит Потапова.

«На Украине работник первого стола — продавец, — комментирует Юлия. — В Португалии — фармацевт. К тебе обращаются «dotora», как к врачу. Роль фармацевта в ответственном самолечении колоссальна. Есть целый ряд нозологий, с которыми португальцы не идут к врачу, а обращаются за консультацией к фармацевту. Он вправе подобрать безрецептурный препарат». Все прививки в стране выполняются в аптеках, и это не связано с пандемией. Такая практика была и до нее. Для этого есть специальный кабинет.

Начальная зарплата фармацевта после института 1,2 тыс. евро. Аптека, где работает «дотора Джулия», открыта круглосуточно, так что Потапова периодически работает по ночам и получает за каждое дежурство дополнительно 75 евро.

Зарплата зависит от стажа: чем опытнее специалист, тем больше ему платят. Для того чтобы стать заведующей аптекой, необходимо проработать по специальности минимум пять лет. Пенсия у фармацевтов здесь тоже немаленькая, уверяет Юлия.

Особенности португальских аптек

В Португалии существует четкое разделение на госпитальные и розничные аптеки. Больничная аптека не занимается продажей лекарств. При этом ни один рецепт, выписанный в ЛПУ, не проходит мимо фармацевта. Он проверяет дозировку, сочетаемость препаратов, обоснованность выписки, приготавливает энтеральное и парентеральное питание. Но фармацевт в госпитальной аптеке не контактирует с больными, а Юлия очень любит общение с пациентами. Поэтому она выбрала розничную аптеку, которая находится в продуктовом магазине.

54-1.jpg (394 KB)

«У нас намного меньше препаратов, чем на Украине, — продолжает Потапова. — Отсутствуют противовирусные, иммуномодулирующие, гомеопатические препараты. Нет такого количества сиропов и дженериков, а те, что есть, — в подавляющем большинстве местного производства. Во время практики в институте мы были на фармзаводе, где показывали, что на одной и той же линии выпускаются оригинальный препарат и его дженерик. Это говорит о высоком качестве неоригинальных лекарств».

Хранятся препараты в алфавитном порядке. В некоторых аптеках установлены роботы. Они сами полностью комплектуют заказы.

В аптеке Юлии работает 16 человек, из них только 4 фармацевта. Остальные — так называемые техники-фармацевты (как у нас выпускники колледжа или училища) и их помощники (выпускники годичных курсов). В Португалии не хватает фармацевтов, поэтому фактически техники-фармацевты и их помощники ведут отпуск лекарств, хотя законом это и запрещено.

В Португалии человек получает большинство лекарств бесплатно. По некоторым рецептам оплачивает порядка 10%. Стоимость безрецептурных препаратов не регулируется, но наценка не более 30%. А рецептурные препараты производятся с указанием цены на упаковке.

Аптеки зарабатывают на ОТС и на маркетинговых контрактах. Например, в аптеке, где работает Юлия, все дженерики — только одного производителя.

55-1.jpg (647 KB)

Сложно ли открыть аптеку

Во время кризиса в 2010—2013 годах можно было купить аптеку за 1 евро, но с долгами и в отдаленных районах. Сейчас для того, чтобы стать хозяином собственной аптеки, необходим установочный фонд 1 млн евро. Существуют ограничения по расстоянию между аптеками — от 3—4 км. Нужно подать заявку, если выбранное место вакантно, то будет проведен конкурс, и ты сможешь принять в нем участие. При этом в больницах открывать розничную аптеку запрещено.

Во время пандемии все первостольники Португалии стали работать в масках, и в аптеке, где трудится Потапова, установили акриловые экраны. Сотрудников разделили на две группы. Если в одной группе кто-то заболеет и все уйдут с ним на карантин, вторая продолжит работать.

Всех фармработников вакцинировали в первую очередь, наряду с врачами, еще в марте. Никакого недовольства это не вызвало.

Что же Юлии больше всего нравится в нынешней работе? «Все! — не задумываясь, восклицает она. — Отношение людей. Уважение. Португальцы — жизнерадостные люди. Редко проявляют недовольство. Здесь ты действительно чувствуешь себя профессионалом. Да и сама страна мне очень нравится. Каждое утро я просыпаюсь и вижу океан из окна своего дома».

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.