Как решить проблему дефицита кадров

24.01.2023
10:11
...
Можно ли преодолеть кадровый голод, которым давно страдает фармотрасль, через профориентационную работу со студентами вузов и ссузов, а также знакомство школьников с профессией? Об этом мы поговорили с экспертами фармацевтического рынка.

Почему не хотят учиться

В последние два года многие вузы столкнулись с проблемой снижения числа абитуриентов.

По мнению декана фармацевтического факультета Воронежского государственного медицинского университета им. Н.Н. Бурденко Татьяны Бережновой, одной из причин оттока абитуриентов является несогласованность профессиональных стандартов.

Например, заведующим аптекой сегодня может стать как человек с высшим фармобразованием (срок обучения 5 лет), так и выпускник со средним специальным образованием (1 год и 10 месяцев). Логично предположить, что многие выберут второй путь.

«Необходимо введение четких требований для руководящих должностей в аптечных организациях, главным критерием которых будет являться высшее фармацевтическое образование», — считает Бережнова.

А директор Института фармации Ярославского государственного медицинского университета (ЯрГМУ) Лариса Лаврентьева считает, что профориентационную работу вузам надо проводить в том числе и со школьниками.

Меньше, но осознаннее

Но на общем фоне снижения числа абитуриентов вузов эксперты отмечают рост их осознанности при выборе профессии.

В 2022 году в ЯрГМУ провели социологический опрос среди студентов. Результаты сравнили с данными 2005 года.

Как отметила Лаврентьева, число студентов, сделавших выбор самостоятельно, выросло с 46 до 58%.

Влияние профориентационных мероприятий практически не изменилось и составило чуть более 2%. Это может говорить о недостаточной эффективности такой работы в школах, отметила эксперт.

«Выбор профессии наши студенты сегодня делают более осознанно, — соглашается Бережнова.

— Это проявляется в достаточно высоких показателях успеваемости как во время промежуточной аттестации, так и при проведении ГИА и более успешном прохождении процедуры первичной аккредитации. Уменьшилось количество отчислений в связи с переводом или по собственному желанию».

ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА ФАРМАЦИИ ЯРОСЛАВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (ЯРГМУ) ЛАРИСА ЛАВРЕНТЬЕВА:
— ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМ РАБОТОДАТЕЛЯМ НАДО УЖЕ НА ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ РАБОТАТЬ СО СТУДЕНТАМИ, СОВМЕСТНО СТРОИТЬ ТРАЕКТОРИИ БУДУЩЕЙ КАРЬЕРЫ, ПОКАЗЫВАТЬ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА В ЭТОЙ СФЕРЕ, РАЗВИВАТЬ СТИПЕНДИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ И ДРУГИЕ ФОРМЫ ПОДДЕРЖКИ.

Как решают проблему вузы

В ЯрГМУ реализуется программа «Путь в медицину», рассчитанная на студентов всех специальностей, включая фармацевтическую. Проводятся университетские субботы с мастер-классами для школьников.

Для студентов регулярно проводятся встречи с потенциальными работодателями — крупнейшими фармацевтическими организациями Ярославля. В Воронежском медуниверситете создан предуниверсарий, реализуется проект «Школа юного аптекаря»: школьники 9—11 классов участвуют в образовательных мероприятиях и под руководством преподавателей вуза занимаются научной работой. С 2014 года вуз проводит открытую олимпиаду

«Будущее фармации» среди учащихся 10—11 классов из различных регионов страны. Также проходят «Дни карьеры» с участием работодателей — аптечных сетей, фармацевтических компаний.

Почему не идут в аптеки

Практически все студенты-первокурсники планируют работать в фармотрасли. При этом доля желающих работать в аптеках невелика. В ЯрГМУ, по данным опросов, таких студентов менее 50%.

«После прохождения практики в аптеках многие студенты разочаровываются, — отмечает Лаврентьева. — Они не видят применения полученным в вузе знаниям в сфере розничной торговли».

ДЕКАН ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. Н.Н. БУРДЕНКО ТАТЬЯНА БЕРЕЖНОВА:
— НЕОБХОДИМО ВВЕДЕНИЕ ЧЕТКИХ ТРЕБОВАНИЙ ДЛЯ РУКОВОДЯЩИХ ДОЛЖНОСТЕЙ В АПТЕЧНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ГЛАВНЫМ КРИТЕРИЕМ КОТОРОГО БУДЕТ ЯВЛЯТЬСЯ ВЫСШЕЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

Поэтому заинтересованным работодателям надо уже на этапе обучения работать со студентами, совместно строить траектории будущей карьеры, показывать возможности развития потенциала в этой сфере, развивать стипендиальные проекты и другие формы поддержки, советует эксперт.

«Лучше всего в профориентационной работе помогает личный пример профессионального успеха работника аптечной организации», — уверена Бережнова.

Вуз привлекает к работе со студентами партнеров — сотрудников практической фармации в области розничной торговли. Большинство из них являются выпускниками учебного заведения. Видя пример успешной карьеры в аптечной организации, студенты выбирают свой профессиональный путь в области розничной торговли. Результаты ежегодного мониторинга трудоустройства выпускников Воронежского медицинского университета показывают, что от 86 до 94% из них трудоустроены в аптеках.

«Далее дело за работодателем. Достойные условия работы, хорошая заработная плата, карьерный рост способствуют закреплению специалистов в аптечной сети», — уверена Бережнова.

Профориентация в аптеках: за и против

Однако не все аптеки-работодатели готовы тратить свое время на участие в программах профориентации.

«Профориентация — это дело вузов, — рассуждает собственница небольшой аптечной сети, попросившая не публиковать ее имя (пять аптек в одном из регионов России). — Мы не видим себе применения в этом вопросе. Учитывая, что сейчас практически ни в одной аптеке нет укомплектованного на 100% штата, вводить дополнительную нагрузку, пусть даже и за отдельную плату, считаю неразумным. Что увидит молодежь? Уставших аптечных работников, их профессиональную перегруженность? Наоборот, только отвратим их от профессии».

У руководителя департамента управления и развития персонала АО «Губернские аптеки» Надежды Благодатской иная точка зрения.

«Губернские аптеки» встречаются со школьниками, рассказывают о профессиях провизора и фармацевта, откликаются на приглашения районных центров занятости, проводят профориентационные встречи. С профильными учебными заведениями в регионе, в частности с Красноярским государственным медицинским университетом, также налажена работа по принципу взаимной инициативы.

«Организовываем мастер-классы и экскурсии в крупную аптеку «Фармация», — рассказывает Благодатская. — Показываем, где студенты могут применить свои знания. Например, отдел льготного обеспечения, отдел готовых лекарственных форм, производственные аптеки — это особенно важно, так как испытываем дефицит провизоров-аналитиков и провизоров-технологов».

Говоря о вовлеченности сотрудников в процесс работы со студентами и профориентационные мероприятия, Благодатская отмечает, что в сети за новыми специалистами обязательно закрепляют наставников. Но и сами сотрудники охотно общаются с молодежью, понимая, что, погружая будущих специалистов в тонкости профессии, растят себе коллег на перспективу.

«Большой дефицит кадров мы испытываем в Красноярском крае. Что уж говорить об отдаленных северных территориях. Поэтому студентов любим, заведующие в них заинтересованы», — говорит эксперт.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.