Какие опасения испытывает малый бизнес
В апреле аптеки будут оплачивать товар, который получают сейчас на условиях товарных кредитов, напоминает президент ассоциации «Фармацевтическое содружество» Наталья Назаренко. «На фоне падающей маржинальности, спроса (начнет снижаться к маю), уплаты налога по УСН это может стать критичным для небольших сетей», — говорит она. Часть аптек уже задумалась о продаже бизнеса, добавляет эксперт.
Она считает, что для сохранения аптечной сети в удаленных территориях необходимо вводить меры поддержки для аптек. «В пакет должны входить снижение ставок по налогам (отсрочка их уплаты аптеки не спасет) или отраслевой налоговый режим, а также кредиты, которые при сохранении рабочих мест становятся невозвратными», — говорит глава региональной ассоциации.
Сложности уже испытывают микропредприятия, включающие одну-три торговые точки, говорит директор «Дальневосточной фармацевтической компании» (три аптеки в Хабаровском крае) Елена Загузова. «Мы видим, что крупным сетям оптовики делают гораздо более выгодные ценовые предложения, — отмечает она. — Зачастую отпускная цена в сетях равна нашей закупочной».
В объеме продаж микробизнеса до 50% занимают товары онлайн-сервисов. «Торговые наложения зачастую не превышают 10%», — сетует она.
Наталья Назаренко: «Сохранение малых сетей и одиночных аптек — это сохранение доступности лекарственной помощи. Зачастую такие аптеки работают в спальных районах городов, в отдаленной местности — крупному бизнесу такие места не интересны. Это сохранение рабочих мест, пополнение бюджета налогами. Сейчас такие аптеки стали называть «каменными». А по факту это классические аптеки с высоким уровнем доверия у населения, заработанным за годы безупречной работы»
При этом поставщики настаивают на предоплате, добавляет исполнительный директор сети «Фарм-Находка» Илона Понитаева. «Крупному бизнесу работать проще за счет больших запасов и прямых контрактов с отечественными производителями», — считает она. Собеседница отмечает, что мелкие сети не могут сделать запас даже на три месяца из-за нехватки оборотных средств: «Если перед государством стоит стратегическая задача — обеспечить население необходимыми препаратами, значит, все средства должны быть направлены на ее решение. Для этого предпринимателям жизненно необходимо снижение ставки по УСН до 1% и освобождение до конца года от арендных платежей».
Прогнозы рынка
Эксперты расходятся в прогнозах на ближайшую перспективу для малого фармбизнеса. Представитель производителей генеральный директор Solopharm (ООО «Гротекс») Олег Жеребцов уверен, что мелкие сети будут поглощены крупными довольно скоро. Он связывает это с дальнейшим уменьшением дней отсрочки по товарным кредитам от дистрибьюторов и падением доходов населения.
«Питание товарной массой будет ограничено, а раз так, то конкуренция усилится и достигнет пика в силу падения выручки примерно к июню. Это будет означать еще большую консолидацию розницы. Мелкие сети неэффективны в силу небольшого объема закупок, их логистические компетенции базируются на возможностях дистрибуции», — объясняет он.
На общую парадигму развития мелких сетей давило много фактов и до этой истории, сейчас их количество многократно выросло, считает Жеребцов: «Процесс консолидации ресурсов — денег, аптек — с тем, чтобы получать больше бонусов от нас, производителей, многократно ускорится».
Представители малого бизнеса сдаваться не намерены и видят перспективы даже в нынешних обстоятельствах. «Ситуация сейчас трудная для всех. Горизонт планирования — не больше недели. В этом плане меньшие объемы закупок — скорее, преимущество», — считает председатель Ассоциации развития фармацевтической отрасли «Аптечное дело» Анастасия Филиппова.
Для аптек сейчас важна гибкость в ориентации на запрос клиента, отмечает она: «Чем ближе руководитель аптеки к своему клиенту, тем больше перспектив на выживание в данных условиях. Тенденция уменьшения товарооборота аптеки к лету — это цикличный процесс. Кто и насколько грамотно сейчас переориентирует свои бизнес-процессы, тот и «поплывет». Большим кораблем маневрировать сложнее, и не везде он пройдет».
Полшага навстречу аптекам
С представителями малого бизнеса согласна исполнительный директор ААУ «СоюзФарма», вице-президент ассоциации «Опора России» Мария Литвинова. «Риски крупных сетей выше, чем у мелких: у них больше финансовых обязательств (отсрочки, кредиты, инвестиции в диджитал) и иллюзий, связанных с маркетингом, — рассуждает она. — Уже понятно, что маркетинговых бонусов в том объеме, в котором они были заложены в бюджет, не будет».
Ранее «Опора России» направила письмо председателю Банка России Эльвире Набиуллиной с просьбой снизить ставки торгового эквайринга коммерческих банков. «Предлагаем рассмотреть возможность инициировать меры поддержки для субъектов МСП по ставке торгового эквайринга, аналогичные возмещению затрат на комиссию при использовании субъектами МСП системы СПБ для приема оплаты от покупателей, либо рассмотреть возможность справедливого снижения величины комиссии за обмен... В противном случае субъекты МСП будут вынуждены перекладывать эти затраты на конечного потребителя», — сказано в документе, подписанном президентом организации Александром Калининым.
Центробанк заявил 21 марта о снижении комиссии по эквайрингу до 1%. Правда, эта мера будет действовать только с 18 апреля по 31 августа.
Центробанк сообщает, что сейчас эквайринговые комиссии находятся на уровне 1,2—2,2%, в зависимости от типа карты или вида деятельности предприятия. В фармрознице они достигают 2,5%, отметил директор головного офиса сети «Гармония здоровья» Сергей Мещан.
«Мы финансируем маркетинговую активность банков за счет бизнеса. Но если в других видах ритейла наценки достигают 100%, то для них эти 2% несущественны, а для аптек с наценкой 10—12% они составляют пятую часть доходности», — объясняет он.
Литвинова говорит, что «Опору России» не устроило решение Центробанка, и организация намерена добиваться снижения ставки по эквайрингу для фармрозницы до 0,5% на постоянной основе.
Нет комментариев
Комментариев: 0