Какое образование выбирают фармработники
Возникает путаница
Что бы ни происходило, люди будут покупать лекарства, фармспециалистов в стране не хватает, а значит, работа в аптеке дает ощущение стабильности и уверенности в том, что проблем с трудоустройством не будет.
В профильных ветках в социальных сетях, где общаются фармработники, множество вопросов о том, где можно быстро получить образование и желательно заочно. Уже в самом обсуждении возникает путаница. Так, советуют «обучиться на фармацевта в вузе» или говорят о том, что в аптеке за первым столом работает про визор со средним образованием.
Подобные ошибки возникают изза схожести функционала специалистов с высшим и средним фармацевтическим образованием при работе в аптеке.
Сравним ФГОСы
«Учебный план в средних специальных учебных заведениях действительно достаточно близок к вузовскому. Правда, глубина преподавания (в академических часах) в вузе существенно больше, материал осваивается на более высоком уровне и в большем объеме, — рассказывает декан фармацевтического факультета СПХФУ Юлия Ладутько. — В соответствии с ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты), деятельность фармацевта может быть охарактеризована как деятельность исполнителя, выполняющего стандартные задачи».
Алена Попова, фармацевт, заведующая аптекой ИП «Зудина» (Тульская обл.):
— После окончания Калужского фармацевтического колледжа я переехала в Москву и устроилась на работу в аптеку. Поняла, что хочу развиваться в профессии через практику. В Москве проработала недолго, переехала в Тулу и устроилась работать в ИП «Зудина», где работаю больше 12 лет с перерывом на два декрета.
Моя работа требует постоянной актуализации знаний и навыков. Поэтому говорить о том, что фармацевты останавливаются в своем профессиональном развитии на уровне среднего образования, не стоит. Я регулярно посещаю семинары и тренинги, читаю специализированные ресурсы. Постоянно ищу интересную и полезную информацию для своей работы в интернете. Кстати, в декрете получила высшее психологическое образование — очень помогает в работе с людьми. Специфика нашей работы не только в профессиональных знаниях, но и в умении общаться. В аптеке бывают разные посетители и далеко не у всех хорошее настроение. Важно всегда быть уравновешенным, уметь выслушать, пообщаться, выразить сочувствие.
Когда долго работаешь, знаешь всю аптеку изнутри — как за первым столом работать, как общаться с покупателями и сотрудниками. На должности заведующего передаешь все накопленные знания сотрудникам и сама решаешь проблемы. Иногда приходится побыть рефери. Знаю, что многие крупные сети при выборе сотрудника на позицию заведующего смотрят на корочку — провизорскую. Но я считаю, что в людях главное не бумажки, а профессиональные и личные качества и, конечно, опыт.
В нашей сети все заведующие аптеками начинали как первостольники. И общение с покупателями, и заказ лекарств, и формирование ассортимента, различные проверки — всю специфику работы в аптеке они прошли сначала на ролях сотрудников. Большой минус — закрывать глаза на этот бесценный опыт.
При этом хочу отметить, никого не отговариваю идти на провизора. Учиться надо всегда.
Объем подготовки по программам среднего профессионального образования позволяет фармацевтам успешно работать за первым столом и в рецептурно-производственных отделах. Занимать управленческие должности специалист со средним образованием может только при наличии опыта работы в аптеке свыше пяти лет.
ФГОСы высшего образования предполагают наличие организационно-управленческих функций и возможность вести научно-исследовательскую работу.
При сравнении компетенций специалистов со средним и высшим образованием эксперт отмечает прежде всего их преемственность:
«Компетенции, сформированные в программе среднего профессионального образования (СПО), становятся базой для дальнейшего обучения по программе специалитета и далее — в ординатуре. Так, например, умение работать в коллективе и брать на себя ответственность (сформулированная в программе СПО) при обучении по программе специалитета развивается как способность организовывать работу коллектива и достигать поставленных целей. Выпускник программы ординатуры должен уже быть готов к управлению коллективом. Еще один пример преемственности: сформулированное на уровне СПО умение организовывать прием, хранение товаров аптечного ассортимента в соответствии с требованиями нормативно-правовой базы в программе высшего образования трансформируется в способность участвовать в мониторинге качества, эффективности и безопасности ЛС и лекарственного растительного сырья. На уровне ординатуры это уже готовность к проведению экспертиз при госрегистрации препаратов».
Анастасия Иванова, студентка IV курса фармецевтического факультета СПХФУ.
Совмещает обучение с должностью заведующей. Руководит коллективами двух аптек:
— В 2018 году окончила Омский государственный колледж. Переехала в Санкт-Петербург, устроилась на работу в аптеку «Вита» и в этом же году поступила в СПХФУ. Продолжение образования — осознанный выбор. Еще на II курсе фармколледжа поняла, что хочу учиться на провизора. Считаю важным получить высшее образование для карьерного роста — это возможность идти дальше, расширять профессиональные горизонты. В должности заведующей нравится все, но особенно люблю работу с коллективом и документооборот.
Совмещать управленческую деятельность с учебой в вузе непросто.
Жаль, что отменено заочное обучение, было бы легче. При этом несомненно вижу плюсы в том, что сначала окончила колледж. Среднее профессиональное образование — очень хороший фундамент для высшего. Программа усваивается проще.
На мой взгляд, высшее образование для сотрудника аптеки — это не формально более высокая квалификация, а возможность шире смотреть на различные аспекты нашей деятельности. Хотелось бы больше знаний в плане клиники и симптоматики. Люди зачастую к врачам не ходят, занимаются самолечением. На провизорах и фармацевтах очень большая ответственность — выслушать, посоветовать, рассказать о препаратах.
Многие считают, что для того, чтобы продавать лекарства, образование не нужно, сотрудники аптек приравнены обществом к обычным продавцам. Подобное обесценивание расстраивает, именно поэтому хочу идти дальше. После окончания вуза и ординатуры рассматриваю любые возможности. Есть интерес к фармаконадзору, но окончательно пока не определилась.
При этом карьерные перспективы провизоров и фармацевтов в аптечном секторе примерно одинаковы. Как уже отмечала Ладутько, руководителем аптечной организации может стать как специалист с высшим образованием, так и фармацевт с опытом работы от пяти лет.
Нет комментариев
Комментариев: 0