Кто виноват в безрецептурном отпуске лекарств
Что предшествовало опросу
Чтобы исправить ситуацию, СРО «Ассоциация независимых аптек» разработала программу дополнительного образования для докторов по обучению рецептурному отпуску лекарств. А «Опора России» обратилась в Минздрав с просьбой рассмотреть вопрос обучения медработников оформлению рецептов.
А Национальная фармацевтическая палата предложила Минздраву включить станцию «Оформление рецептов» в первичную аккредитацию медицинских специалистов, чтобы убедиться, что будущие врачи владеют этим навыком.
Что показал опрос
Сообщество «Фарма РФ» с 11 сентября по 9 октября провело онлайн-опрос фармспециалистов по этой теме, в котором принял участие 451 человек. Почти половина опрошенных (40%) спрогнозировали, что инициативы общественников «поддержат, но спустят на тормозах». Почти каждый пятый (18%) отметил, что врачи будут саботировать инициативу. Среди опрошенных набралось 14% реалистов, которые ответили, что никакой реакции на предложение не последует. Почти столько же (13%) среди опрошенных пессимистов, которые ответили, что инициатива не пройдет согласование в Минобре и Минздраве. Оптимисты среди респондентов в меньшинстве (4%) — они верят в то, что все воплотят в жизнь в полном объеме.
Когда опрос уже завершился, стало известно о реакции Минздрава на высказанные предложения. Если коротко, то отраслевое ведомство проблемы с рецептами на стороне медработников не видит.
В рамках опроса 81% фармработников отметили, что неправильно выписанные рецепты действительно представляют серьезную проблему. Еще 13% — «проблема встречается, но не часто». Абсолютное большинство (86%) убеждены в необходимости дополнительно обучать врачей выписке рецептов, не согласен с этой инициативной каждый десятый.
Треть (27%) респондентов видят проблему в том, что врачи не несут ответственности за неправильно выписанный рецепт. Практически каждый пятый (18%) указал на «отсутствие контроля за врачами». Лишь 16% опрошенных согласились, что все дело в низком качестве обучения врачей в вузах/отсутствии соответствующих программ подготовки. Только 5% респондентов объяснили сложившуюся практику недостаточно жестким контролем в самих аптеках.
Под формой голосования также развернулась бурная дискуссия.
«Самолечение — вред, но вреда от самолечения на самом деле гораздо меньше, чем от отсутствия возможности хоть как-то лечиться, — указал один из комментаторов. — Люди не от хорошей жизни не идут к врачам: бесплатно попасть уже практически невозможно. Колоссальный кадровый голод в государственных ЛПУ. В огромном количестве поликлиник практически нет врачей, прием ведут фельдшеры. Зачастую пациент стоит перед выбором: оплатить врачебную консультацию или купить лекарства. Касаемо антибиотиков, пусть сначала запретят ими пичкать животных и птиц на фермах. Мы с пищей получаем антибиотиков больше, чем из-за самолечения».
«Проще отменить рецепты, оставив их только на ПКУ, льготные и экстемпоральные ЛС», — высказался другой автор.
«Медицинский работник не выписал рецепт на рецептурный лекарственный препарат — нарушил конституционные права пациента (ст.41), право на охрану здоровья пациента (ст. 4,18,71,73 п.4 323-ФЗ), порядок назначения лекарственных препаратов (приказ МЗ РФ № 1094н), — прокомментировал третий участник полемики. — Фармацевтический работник отпустил рецептурный лекарственный препарат без рецепта — нарушил: 61-ФЗ, лицензионные требования, приказ МЗ РФ № 1093н. А вот фармацевтический работник, выдавший рецептурный лекарственный препарат без рецепта при подтверждении врачебного назначения (выписка или устное «настоятельное» сообщение пациента), превысил свои полномочия, но обеспечил соблюдение конституционных прав пациента, его право на охрану здоровья и исполнил профессиональную обязанность (ст.73 п.1 323-ФЗ)».
На то, что требовать от пациентов рецепты на все рецептурные препараты без исключения, — утопия, в августе обращали внимание представители пациентских организаций. Справятся ли поликлиники с такой нагрузкой? — вот в чем вопрос.
«Что, пациент будет постоянно ходить в поликлинику за всеми рецептами? Эта история сегодня не продумана. Это не означает, что мы должны сейчас тормозить внедрение абсолютно правильной системы контроля и распределения. Это говорит о том, что нам надо очень серьезно все продумать», — подчеркнул председатель Общественного совета по защите прав пациентов, сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов.
Что показывает практика
Пока одни борются за то, чтобы врачи выписывали бумажные рецепты, Белгородская область добилась, чтобы 100% льготных рецептов доктора оформляли в электронном виде. Доля выписанных коммерческих цифровых рецептов достигает впечатляющих 50%. Конечно, врачей предварительно обучали. Но желаемого результата удалось достичь после того, как соответствующую обязанность закрепили в KPI (ключевой показатель эффективности) как главных врачей, так и тех, кто непосредственно ведет прием пациентов. Для врача KPI по выписке электронных коммерческих рецептов составляет 75—80%, льготных — 100%, рассказала замминистра, начальник Департамента организационно-контрольной, кадровой и правовой работы белгородского Минздрава Елена Андронова в ходе конгресса «ИТ в медицине».
Нет комментариев
Комментариев: 0