Национальная фармпалата намерена запустить курс по фармконсультированию

07.03.2023
12:49
Люди по-прежнему выбирают препараты по рекомендациям друзей и родственников — об этом говорят данные опросов профильных организаций. Врачи остаются недоступными для населения, поэтому в аптеку они приходят без рецептов. Фармацевты могли бы помочь посетителям в симптоматическом лечении, но пока у них не хватает знаний, чтобы не перейти допустимые границы консультирования.

Кому доверяют потребители

В прошлом году Ассоциация индустрии товаров для здоровья (АИТЗ) совместно с Национальной фармацевтической палатой и «Яндекс.Маркетом» провела масштабный опрос об ответственном отношении к здоровью. В нем приняли участие 1 тыс. потребителей, 1,5 тыс. фармработников и почти столько же медицинских работников.

Главным авторитетом в вопросах здоровья для потребителей остается врач (51%). При этом при выборе лекарственного препарата врачу доверяют 26%, а 38% принимают решение сами. К помощи фармработников пациенты прибегают гораздо реже — в 13% случаев.

12-1.jpg (69 KB)

Правда, врачи отмечают, что в ходе консультаций редко сталкиваются с вопросами о применении лекарств (38%).

12-2.jpg (75 KB)

Сотрудники аптек говорят, что к ним часто обращаются как с вопросами по применению препаратов и товаров индустрии для здоровья (55%), так и с просьбами посоветовать препарат, исходя из недуга/симптома (93%).

12-3.jpg (59 KB)

12-4.jpg (46 KB)

Советуют лекарства фармацевты

Несмотря на авторитет врача, большинство потребителей к медицинским специалистам не ходят, а лекарства выбирают через интернет или знакомых. При этом, отмечает исполнительный директор Национальной фармацевтической палаты Елена Неволина, пациенты воспринимают это как самостоятельный выбор.

Неволина отмечает, что уважение к врачам в России так велико, что пациенты боятся задать им лишний вопрос. В 2017 году Национальная фармацевтическая палата уже проводила опрос посетителей аптек, который был посвящен именно рецептурному отпуску. Тогда самым распространенным ответом на вопрос, почему врач не выписал рецепт, был вариант: он очень занят и ему не хватает времени (28%).

Фармацевтические работники, напротив, более доступны, именно поэтому чаще вопросы по применению препарата потребители задают уже в аптеке. 

Абсолютное число потребителей (75%) считают, что советы провизоров и фармацевтов заслуживают доверия.

12-5.jpg (48 KB)

Выходом могло бы стать фармконсультирование, но пока этот инструмент не поддерживают врачи. «Медработники не воспринимают фармацевтов как помощников, как часть системы здравоохранения. 53% медработников либо не слышали термин «фармацевтическое консультирование», либо не понимают, что это такое», — сетует Неволина.

На вопрос, возможна ли помощь фармацевта в выборе безрецептурных препаратов, большинство медработников ответили: «Да, но если границы фармконсультирования будут определены». Советы могут касаться только симптоматического лечения, уверены они.

Покупают ли без рецепта

Сложившаяся ситуация нуждается в переменах. Пациенты часто недовольны аптеками, не отпускающими препараты без рецепта. Именно фармацевты несут ответственность за то, останется ли потребитель без лекарства или они помогут человеку, преступая закон.

Приобретение рецептурного препарата без рецепта считают серьезным нарушением 58% опрошенных врачей и более 72% фармработников. Но число выписанных рецептов не увеличивается.

Никогда не покупают препараты без рецепта 41% опрошенных, а делают это редко 27%. Те же, кто признался в таких покупках, заявили, что это происходит только в том случае, когда препарат уже был однажды назначен врачом (53%). 

НИУ ВШЭ провело исследование, как россияне оценивают работу специалистов здравоохранения в борьбе с COVID-19.

Работу сотрудников аптек 54% опрошенных оценили на «отлично» и «хорошо», работу врачей — на «отлично» и «хорошо» оценили 40%.

Фармацевты сообщили о других причинах. Главная из них — пациент всегда покупал препарат без рецепта (34%). Кроме того, часто происходит так, что назначение медицинского работника не было официально оформлено в виде рецепта, вместо него врач написал название препарата на листе бумаги (33%) либо озвучил устно (20%).

Почему не развито фармконсультирование

Повлиять на выписку рецептов аптеки не могут, но готовы оказывать фармацевтическое консультирование в сегменте безрецептурных препаратов. Сейчас эта функция аптек не развита, именно поэтому население воспринимает провизоров и фармацевтов как продавцов лекарств, уверена Неволина. В то же время сами специалисты хотели бы больше помогать людям.

Повсеместное внедрение фармконсультирования поможет потребителям более ответственно подходить к вопросам самолечения, считает эксперт.

Сделать это можно только в содружестве с врачами, уверены в Национальной фармацевтической палате. «Фармацевт может помочь системе здравоохранения в более раннем выявлении серьезных заболеваний, — полагает Неволина. — Подспудно врачи понимают, что при легких недомоганиях то, что человек лечится сам, разгружает систему здравоохранения. Этот подход используется во всем мире. К примеру, ВОЗ определила список симптомов, при которых фармработник может рекомендовать безрецептурные препараты». 

Какие программы есть сейчас

Совет по профессиональным квалификациям в области фармации проанализировал дополнительные профессиональные программы повышения квалификации (ДПП ПК).

Два года назад специалисты обнаружили 36 программ, посвященных фармконсультированию, — это 9% от общего количества ДПП ПК. В 2020 году их прошли 1693 учащихся, или 6,5% от общего числа.

Большая часть программ по фармацевтическому консультированию посвящена одной нозологии или их группе, сообщила Неволина. Тем не менее 55% прошедших обучение по этим программам приходится на ДПП ПК, посвященным общим вопросам (эти темы составляют 33% от общего объема).

Не все программы учитывают ограничения компетенций фармработников. Например, «Фармацевтическое консультирование по современным химиотерапевтическим лекарственным средствам» для сотрудников аптек несет мало пользы, поскольку эти препараты выписываются врачом и применяются в стенах лечебных учреждений.

13.jpg (80 KB)

Что предлагает Национальная фармпалата

Анализ ситуации убедил Национальную фармпалату в том, что границы фармконсультирования можно определить только с помощью клинических фармакологов.

«Проходя курс клинической фармакологии, провизоры и фармацевты получают углубленные знания — механизмы действия препаратов, фармакодинамику. Но при экспресс-опросе, рекомендациях потребителю эти знания фармработник использовать не сможет, — уверена Неволина. — Ему необходим практико-ориентированный курс, написанный тем языком, которым он общается с посетителями аптеки». 

Профессиональное сообщество — Национальная фармпалата, Национальная медицинская палата и АИТЗ — обратилось в Российскую медицинскую академию непрерывного профессионального образования.

«В учебном учреждении все кафедры возглавляют практикующие медицинские работники. Мы решили, что это будет лучшее взаимодействие по выработке практических алгоритмов фармконсультирования — врачи, клинические фармокологи и фармработники», — отметила Неволина.

По ее мнению, каждый фармацевт должен знать тревожные симптомы, при которых невозможно безопасное самостоятельное применение безрецептурных препаратов. 

Например, человек жалуется на проблемы с желудочно-кишечным трактом, и аптечный работник может на короткий период улучшить качество его жизни безрецептурным препаратом. «Но при этом фармацевт должен выяснить, нет ли противопоказаний у потребителя — симптомов, при которых нужно ставить диагноз. Если человек приходит с кашлем, то первый вопрос: как давно у вас этот симптом? И если клиент говорит, что долго, то обязательно нужно направить его к врачу — это может быть симптомом серьезного системного заболевания», — отмечает эксперт.

Чем больше будет таких инструментов у фармработника, тем больше он поможет системе здравоохранения. «Если в одной аптеке пациента с кашлем предупредят о необходимости обратиться к врачу, он может это проигнорировать. Но в том случае, когда он услышит это в нескольких аптеках, из уст многих фармспециалистов, потребитель задумается», — полагает Неволина.

Курс по фармконсультированию будет составлен медицинскими специалистами. Материалы для фармацевтов будут проходить экспертизу и среди фармработников с точки зрения того, с какими симптомами чаще обращаются потребители, что может быть тревожным симптомом. «Мы будем объяснять, какие средства предпочтительнее рекомендовать, потому что при продаже безрецептурных препаратов у аптек нет ограничений», — добавляет Неволина.

Она рассчитывает, что четкое установление границы между симптоматическим и этиотропным лечением снимет все сомнения медработников относительно фармконсультирования. Эта работа должна дать аптекам новый статус, а здравоохранению — помощь в работе с пациентами.

Документы, в которых упоминается «фармацевтическое консультирование»:

• Профессиональный стандарт «Провизор» вводит трудовую функцию «Информирование населения и медицинских работников о лекарственных препаратах и других товарах аптечного ассортимента».

• Правила Надлежащей аптечной практики (приказ Минздрава РФ № 647н от 31.08.2016) относят фармацевтическое консультирование к основным функциям фармацевтического работника.

• Приказ Минздрава РФ № 1093н от 24.11.2021 закрепляет необходимость предоставления информации по применению, хранению, взаимодействию препаратов и наличию более дешевых аналогов.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.