Наталия Коваленко: «За адаптивным обучением – будущее»

12.11.2019
14:32
Аптекарь (А): Наталия, расскажите, что нового вы разработали в плане обучения сотрудников группы компаний «Эркафарм»?

Наталия Коваленко (Н.К.): В нашем департаменте уже около 3 лет с успехом функционирует центр дистанционного обучения WEBPHARM. Разумеется, мы используем и очную форму, когда проводим ассортиментное, корпоративное обучение или бизнес-тренинги. Но с учетом широкой географии компании, а также большого числа сотрудников (их у нас около 6 тыс.), дистанционная форма обучения у нас в приоритете. А что касается успешности, то в моем понимании это в первую очередь коммерческий успех компании в целом, который достигается с помощью грамотного персонала – фармацевтов и провизоров – людей, чья профессия априори требует непрерывного совершенствования своих компетенций. И здесь, чтобы добиться реальных результатов, очень важно не превратить процесс обучения в пытку обучением.

А: Сейчас появилось много компаний, которые предлагают различные обучающие программы для сотрудников аптечных сетей. Что отличительного есть у вас?

Н.К.: Действительно, сегодня есть великое множество «волшебных» обучающих программ самых разных форматов. В нашем центре за прошедший период мы испробовали на практике многие из них, от классических форматов до полной цифровизации обучения, и это дало нам возможность внимательно изучить, какие передовые технологии обучения присутствуют на фармрынке и в смежных высококонкурентных отраслях. Перечислю лишь некоторые форматы цифрового дистанционного обучения, которые применяются у нас на портале WEBPHARM.

Интерактивное учебное видео. Оно состоит из серии коротких фрагментов, которые воспроизводятся по заранее составленному алгоритму. Как именно будет развиваться сюжет, определяет зритель. Он кликает прямо на видео, выбирает вариант своих действий и видит следующую сцену – последствие выбора. Интерактивное видео на порядок ярче и эффективнее, дает эффект погружения и вовлекает в процесс больше, чем любой другой формат дистанционного обучения, уверены его разработчики. Они считают, что это увлекательно, т.к. людям нравится самим определять развитие событий и смотреть что получится. С такой подачей даже самая занудная тема превращается в динамичный и захватывающий квест. Это методически выверено – сотрудник получает безупречно структурированный учебный курс, который несет в себе четкие методические послания, т.к. каждый шаг курса построен на классическом цикле Колба (опыт – рефлексия – теория – практика). Непосредственное участие в сюжете дает эффект вовлечения и погружения. Такая «прожитая» собственная история точно запомнится.

Лично я не могу не согласиться со всеми этими утверждениями. Такой формат дает почти 100%-ную вовлеченность сотрудника в процесс обучения, при этом усваивается порядка 90% материала, а бизнес-результаты показывают рост в 15%.

Тренажер продаж. По сути, это игра «диалоговый лабиринт», где задача сотрудника осуществить взаимодействие с клиентом аптеки путем профессионального построения диалога. Игра требует не только профессиональных знаний, но и знаний технологии и психологии продаж.

Интерактивный тест drag-and-drop. Чтобы ответить на вопрос в таком тесте, сотруднику необходимо перетащить картинку или текст в определенную область.

Тест-тренажер. Цель – закреп­ление полученных знаний за счет неограниченного числа попыток отработать и перевести как можно больше знаний в навык. Типы вопросов: выбор одного или нескольких вариантов ответа; сопоставление элементов левой и правой части; построение верной последовательности слов или фраз (для речевок).

Нельзя также забывать и о старом добром классическом варианте презентации в формате PowerPoint с последующим тестированием, применяемом со школьной скамьи и понятном абсолютно всем. Разумеется, сторонники геймифицированного подхода в обучении называют такие презентации скучными, что, считаю, тоже верно!

А: Как реагируют на это конкуренты?

Н.К.: В своей концепции развития мы не побоялись коллаборации с конкурентами и стали сотрудничать с такими сильными игроками рынка, как коммуникационное агентство RX Code, и с профильной компанией «Адаптивное обучение». Агентство RX Code специализируется на изготовлении обучающего контента для фармрынка и предоставляет независимую площадку для контроля прохождения обучения сотрудниками определенной компании. С компанией «Адаптивное обучение» мы запустили пилотный проект, в рамках которого сотрудник изучает только тот материал по конкретному препарату, который ему действительно нужен. Алгоритм адаптивного тестирования на основе анализа данных обучения всех сотрудников умеет выявлять и прогнозировать уровень знаний по темам и препаратам с очень высокой степенью достоверности. Идеологи проекта считают, что современная IT-платформа адаптивного обучения умеет конструировать персональную траекторию обучения «на лету». Это позволяет изучать необходимый материал и в минимальном объеме. Таким образом, время на обучение сокращается в 3–5 раз, а информация по препарату закрепляется надолго. Технология персональной траектории обучения путем постоянного тестирования сотрудников в течение всего периода обучения по одному курсу позволяет обеспечить получение сотрудником именно тех знаний, которых у него не было или было недостаточно, и не тратить время на обучение всем темам тренинга. Пилотный проект пока идет, с удовольствием поделюсь его результатами чуть позже.

А: С какими сложностями вы сталкиваетесь при использовании разных форматов и подходов в обучения ваших сотрудников?

Н.К.: Все люди разные, поэтому и сложностей довольно много. Я бы разделила их на несколько подтипов.

Цифровое неравенство. Программное и техническое оснащение в Москве и Санкт-Петербурге значительно лучше, чем в других регионах. К сожалению, форматы обучения с элементами геймификации редко можно с успехом использовать на устаревшем оборудовании – там попросту не хватит мощности.

Разности возрастного восприятия контента. Молодое поколение с удовольствием смотрит мультипликацию и проходит квесты, а поколение 40+ больше ориентировано на классическую форму подачи контента.

Перегруженность персонала. Ежедневная рассылка по 3 вопроса по 1 продукту, которая используется в адаптивном обучении, безусловно, сокращает временные затраты на обучение, и наш совместный пилотный проект с платформой «Адаптивное обучение» это подтверждает. Но если продуктов становится 10 и более, количество ежедневных вопросов возрастает минимум до 30, то о сокращении временных затрат на обучение говорить не приходится.

Все это привело меня к выводу о необходимости кластеризации пользователей по возрасту, уровню компьютерной грамотности, степени заинтересованности в обучении (что видно по динамике во времени) и применении системы персональной траектории обучения сотрудников, или, по-другому, адаптивного обучения. Уверена: лишь учитывая предпочтения каждого конкретного сотрудника, можно сделать так, что он будет «учиться только весело и поглощать знания с аппетитом!»

О сотрудничестве с ГК «Эркафарм» рассказывает генеральный директор агентства RX Code Денис Вязников:

«С развитием отрасли фармкомпании все более активно взаимодействуют с аптечными сетями. Одним из направлений сотрудничества стало дистанционное обучение сотрудников аптечных сетей на их собственных площадках (сайтах, внутренних порталах). Однако такой порядок вызывает вопросы у заказчиков, т.к. достоверность получаемых данных по результатам обучения проверить невозможно. В связи с этим не всегда удавалось убедить фармпроизводителя в ценности предлагаемого инструмента.

Появление онлайн-платформы дистанционного обучения Crystal Learning for Pharmacies (CLP) от коммуникационного агентства RX Code, использующей технологии трекинга Google, помогло справиться с описанными сложностями, а использование технологии iframe позволило «телепортировать» платформу CLP непосредственно на обучающие порталы аптечных сетей. Это обеспечило контролируемое прохождение обучения в привычной для сотрудников аптек среде. Изначально не все сети согласились принять участие в проекте и поставить на обучающие материалы независимые метрики. Одной из первых стала ГК «Эркафарм», продемонстрировавшая рынку свою прозрачность во взаимоотношениях с производителями.

Добавлю, что современные технологии в области построения дистанционного обучения позволяют не просто проводить обучение, но и управлять развитием необходимых компетенций у обучающихся. Это достигается за счет использования интерактивных методик, которые на старте обучения анализируют текущее состояние участника и в процессе обучения «ведут» его к целевому уровню компетенций. Благодаря независимой разметке от Google производители могут не только повысить образовательный уровень обучаемого, но и проанализировать, какие «пробелы» в знаниях по продукту есть у работников аптек, а сама сеть получает возможность гибко управлять компетенциями своих сотрудников.

Используя платформу CLP и качественные обучающие материалы от RX Code, ГК «Эркафарм» смогла провести эффективное обучение тысяч сотрудников и предложила заказчикам (фармкомпаниям) прозрачный инструмент оценки и отчетности, не вызывающий вопросов и сомнений».

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.