Ополоснуть и уничтожить

13.11.2020
14:45
Повседневные и ставшие уже привычными меры защиты в период пандемии могут дополнить ополаскиватели для рта. Компания Unilever, один из ведущих международных производителей потребительских товаров, получила предварительные результаты лабораторного исследования формулы ополаскивателя для полости рта «Лесной бальзам». Согласно этим данным, рецептура ополаскивателя может подавлять активность штамма вируса SARS-CoV-2.

От простого к сложному

Производитель объявил, что, согласно предварительным результатам исследования, рецептура ополаскивателя, содержащая CPC (CetylPyridinium Chloride — цетилпиридиния хлорид) в концентрации 0,07%, может подавить активность штамма вируса SARS-CoV-2 на 99,9% через 30 секунд, то есть после рекомендуемого времени для полоскания. Изучение длительности эффекта ополаскивателя продолжается.

Первоначальное исследование было инициировано компанией Unilever на суррогате штамма и проведено в США независимой вирусологической лабораторией, имеющей опыт проведения тестов на вирулицидность (BioScience Laboratories Inc., г. Бозмен, штат Монтана; аккредитация ISO/IEC 17025:2017) с использованием стандартного протокола ASTM (международный стандарт ASTM E1052-20).

Данные этого исследования опубликованы на открытой платформе Biorvix [1].

В компании также пояснили, почему изначально тестирование проводилось на суррогатном вирусе: «Тестирование в отношении вируса SARS-CоV-2 допустимо только в боксах биологической безопасности класса 3 (или 4). Во время пандемии ограниченное количество таких объектов испытывают огромную нагрузку. Следовательно, для проведения испытаний требуется длительное время ожидания. По указанной причине использование суррогатных вирусов, с которыми можно безопасно работать в более широко доступных боксах биологической безопасности класса 2, является обязательным предварительным шагом перед тестированием непосредственно на вирусе SARS-CoV-2».

Американское общество тестирования и измерений (ASTM) выпустило руководство по суррогатным вирусам SARS-CoV-2, включая использование штамма коронавируса человека 229E (протестированный в исследовании). Штамм является основным выбором, одобренным подкомитетом ASTM по противомикробным препаратам (E35.15) для проведения исследований, связанных с COVID-19, в лабораториях класса 2.

Тем не менее компания продолжает проводить исследования на эту тему, и недавно получены предварительные результаты нового исследования, проведенного непосредственно на штамме вируса SARS-CoV-2*.

Бальзам на душу

Цетилпиридиния хлорид — антимикробный компонент в средствах гигиены полости рта. Он используется в качестве антиналетного и антикариесного актива в ополаскивателях для полости рта для регулярного применения.

Технология использования CPC уже широко применяется в стоматологической отрасли и известна своими антибактериальными и антивирусными свойствами, позволяющими эффективно решать основные проблемы полости рта. Ополаскиватели для полости рта, содержащие CPC, рекомендованы Ассоциациями стоматологов Италии и Испании для применения перед стоматологическими процедурами для обеспечения минимальных стандартов безопасности и минимизации риска передачи SARS-CoV-2.

Высоко оценивают потенциал CPC и российские эксперты. «Многомесячные исследования подтвердили, что коронавирус попадает через рот не только в легкие, но и в желудочно-кишечный тракт, — рассказал главный инфекционист Федерального медико-биологического агентства, заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии РНИМУ им. Пирогова Владимир Никифоров. — Препарат с содержанием цетилпиридиния хлорида известен и широко применяется в практике для борьбы с вирусами в полости рта». Присутствие данного вещества в ополаскивателе может оказаться полезным и перспективным для дополнительной профилактики распространения коронавируса».

«Данные исследования предварительные, но есть все основания прогнозировать, что применение средств с цетилпиридиния хлоридом, таких как «Лесной бальзам», поможет снизить уровень распространения вируса в окружающую среду, — подчеркнул Владимир Никифоров. — В любом случае, не вижу противопоказаний, чтобы внедрить его как средство регулярной гигиены как можно скорее».

«К сожалению, до сих пор еще мало людей правильно могут использовать средства индивидуальной защиты, в то же время ротовая полость уязвима перед коронавирусом, — констатировал врач-эпидемиолог центра молекулярной диагностики ЦНИИ эпидемиологии Тимур Пестерев. — Исследование показало обнадеживающие результаты, примененный в низкой концентрации компонент продемонстрировал хорошее подавление активности штаммов — это внушает позитивные мысли».

Дискуссия продолжается

Предварительные результаты нового исследования, проведенного на штамме вируса SARS-CoV-2, дополняют предыдущее исследование Unilever, опубликованное на платформе bioRxiv [2], и продолжают обширную дискуссию в международном медицинском сообществе и в СМИ вокруг использования ополаскивателей для полости рта в качестве дополнительной меры сокращения передачи вируса.

Выдвигается гипотеза, что использование ополаскивателя для полости рта, содержащего CPC, потенциально может стать значимым дополнением к повседневным мерам защиты в период пандемии, которые включают мытье рук, соблюдение физической дистанции и ношение маски. Вместе с тем в Unilever подчеркивают, что ополаскиватель не гарантирует полную остановку передачи вируса от человека к человеку: продукт относится к косметическим средствам и не применяется с целью лечения.

По словам кандидата химических наук, руководителя отдела исследований и разработки косметической продукции Unilever в России, Украине и Беларуси Гульнары Ахметовой, полученные предварительные результаты могут стать серьезным шагом на пути к пониманию того, как ополаскиватели для полости рта могут помочь ограничить распространение вируса наряду с другими мерами. «Исследования продолжаются, однако мы делимся предварительными результатами уже сейчас, чтобы люди могли задуматься о целесообразности использования ополаскивателя для полости рта с содержанием CPC в повседневной гигиене, — отметила она. — Мы рады, что основным тестируемым средством в исследовании выступила отечественная рецептура ополаскивателя «Лесной бальзам», а также ее аналоги на других рынках».

В настоящее время CPC в концентрации 0,07% содержат три наименования средств бренда [2], однако, опираясь на полученные данные исследования, компания Unilever приняла решение увеличить содержание CPC во всех [3] ополаскивателях бренда «Лесной бальзам» до указанной концентрации, что планируется реализовать к концу 2020 года.

«Ополаскиватели других производителей, содержащие CPC, тоже могут демонстрировать положительные результаты, поэтому Unilever делится результатами своих исследований в духе открытости и сотрудничества, — подчеркнула директор по маркетингу средств по уходу за полостью рта Unilever в России, Украине и Беларуси Екатерина Агеева. — Мы продолжим исследовательскую деятельность для дальнейшего подтверждения свойств нашей продукции и призываем к этому других участников рынка».

Полученные результаты исследования активности ополаскивателя для полости рта, содержащего CPC, и его дальнейшее изучение могут быть полезными для более детальной оценки изучения вирулицидного действия в отношении SARS-CoV-2. Дальнейшее изучение CPC в исследованиях in-vitro и клинических исследованиях с целью подтверждения его активности в отношении вируса SARS-CoV-2 также расширит знания по этому вопросу.

1. https://www.biorxiv.org/content/10.1101/2020.10.28.359257v1.
2. Следующие ополаскиватели «Лесной бальзам» содержат CPC в концентрации 0,07%: с экстрактами коры дуба и пихты на отваре трав; с маслом кедровых орешков и экстрактом шалфея на отваре трав; с экстрактами прополиса и зверобоя на отваре трав.
3. За исключением детского и двухфазных ополаскивателей.
* Результаты исследования находятся на стадии финального подтверждения.

Источник: Unilever

Компании

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.