Ополоснуть и уничтожить
От простого к сложному
Производитель объявил, что, согласно предварительным результатам исследования, рецептура ополаскивателя, содержащая CPC (CetylPyridinium Chloride — цетилпиридиния хлорид) в концентрации 0,07%, может подавить активность штамма вируса SARS-CoV-2 на 99,9% через 30 секунд, то есть после рекомендуемого времени для полоскания. Изучение длительности эффекта ополаскивателя продолжается.
Первоначальное исследование было инициировано компанией Unilever на суррогате штамма и проведено в США независимой вирусологической лабораторией, имеющей опыт проведения тестов на вирулицидность (BioScience Laboratories Inc., г. Бозмен, штат Монтана; аккредитация ISO/IEC 17025:2017) с использованием стандартного протокола ASTM (международный стандарт ASTM E1052-20).
Данные этого исследования опубликованы на открытой платформе Biorvix [1].
В компании также пояснили, почему изначально тестирование проводилось на суррогатном вирусе: «Тестирование в отношении вируса SARS-CоV-2 допустимо только в боксах биологической безопасности класса 3 (или 4). Во время пандемии ограниченное количество таких объектов испытывают огромную нагрузку. Следовательно, для проведения испытаний требуется длительное время ожидания. По указанной причине использование суррогатных вирусов, с которыми можно безопасно работать в более широко доступных боксах биологической безопасности класса 2, является обязательным предварительным шагом перед тестированием непосредственно на вирусе SARS-CoV-2».
Американское общество тестирования и измерений (ASTM) выпустило руководство по суррогатным вирусам SARS-CoV-2, включая использование штамма коронавируса человека 229E (протестированный в исследовании). Штамм является основным выбором, одобренным подкомитетом ASTM по противомикробным препаратам (E35.15) для проведения исследований, связанных с COVID-19, в лабораториях класса 2.
Тем не менее компания продолжает проводить исследования на эту тему, и недавно получены предварительные результаты нового исследования, проведенного непосредственно на штамме вируса SARS-CoV-2*.
Бальзам на душу
Цетилпиридиния хлорид — антимикробный компонент в средствах гигиены полости рта. Он используется в качестве антиналетного и антикариесного актива в ополаскивателях для полости рта для регулярного применения.
Технология использования CPC уже широко применяется в стоматологической отрасли и известна своими антибактериальными и антивирусными свойствами, позволяющими эффективно решать основные проблемы полости рта. Ополаскиватели для полости рта, содержащие CPC, рекомендованы Ассоциациями стоматологов Италии и Испании для применения перед стоматологическими процедурами для обеспечения минимальных стандартов безопасности и минимизации риска передачи SARS-CoV-2.
Высоко оценивают потенциал CPC и российские эксперты. «Многомесячные исследования подтвердили, что коронавирус попадает через рот не только в легкие, но и в желудочно-кишечный тракт, — рассказал главный инфекционист Федерального медико-биологического агентства, заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии РНИМУ им. Пирогова Владимир Никифоров. — Препарат с содержанием цетилпиридиния хлорида известен и широко применяется в практике для борьбы с вирусами в полости рта». Присутствие данного вещества в ополаскивателе может оказаться полезным и перспективным для дополнительной профилактики распространения коронавируса».
«Данные исследования предварительные, но есть все основания прогнозировать, что применение средств с цетилпиридиния хлоридом, таких как «Лесной бальзам», поможет снизить уровень распространения вируса в окружающую среду, — подчеркнул Владимир Никифоров. — В любом случае, не вижу противопоказаний, чтобы внедрить его как средство регулярной гигиены как можно скорее».
«К сожалению, до сих пор еще мало людей правильно могут использовать средства индивидуальной защиты, в то же время ротовая полость уязвима перед коронавирусом, — констатировал врач-эпидемиолог центра молекулярной диагностики ЦНИИ эпидемиологии Тимур Пестерев. — Исследование показало обнадеживающие результаты, примененный в низкой концентрации компонент продемонстрировал хорошее подавление активности штаммов — это внушает позитивные мысли».
Дискуссия продолжается
Предварительные результаты нового исследования, проведенного на штамме вируса SARS-CoV-2, дополняют предыдущее исследование Unilever, опубликованное на платформе bioRxiv [2], и продолжают обширную дискуссию в международном медицинском сообществе и в СМИ вокруг использования ополаскивателей для полости рта в качестве дополнительной меры сокращения передачи вируса.
Выдвигается гипотеза, что использование ополаскивателя для полости рта, содержащего CPC, потенциально может стать значимым дополнением к повседневным мерам защиты в период пандемии, которые включают мытье рук, соблюдение физической дистанции и ношение маски. Вместе с тем в Unilever подчеркивают, что ополаскиватель не гарантирует полную остановку передачи вируса от человека к человеку: продукт относится к косметическим средствам и не применяется с целью лечения.
По словам кандидата химических наук, руководителя отдела исследований и разработки косметической продукции Unilever в России, Украине и Беларуси Гульнары Ахметовой, полученные предварительные результаты могут стать серьезным шагом на пути к пониманию того, как ополаскиватели для полости рта могут помочь ограничить распространение вируса наряду с другими мерами. «Исследования продолжаются, однако мы делимся предварительными результатами уже сейчас, чтобы люди могли задуматься о целесообразности использования ополаскивателя для полости рта с содержанием CPC в повседневной гигиене, — отметила она. — Мы рады, что основным тестируемым средством в исследовании выступила отечественная рецептура ополаскивателя «Лесной бальзам», а также ее аналоги на других рынках».
В настоящее время CPC в концентрации 0,07% содержат три наименования средств бренда [2], однако, опираясь на полученные данные исследования, компания Unilever приняла решение увеличить содержание CPC во всех [3] ополаскивателях бренда «Лесной бальзам» до указанной концентрации, что планируется реализовать к концу 2020 года.
«Ополаскиватели других производителей, содержащие CPC, тоже могут демонстрировать положительные результаты, поэтому Unilever делится результатами своих исследований в духе открытости и сотрудничества, — подчеркнула директор по маркетингу средств по уходу за полостью рта Unilever в России, Украине и Беларуси Екатерина Агеева. — Мы продолжим исследовательскую деятельность для дальнейшего подтверждения свойств нашей продукции и призываем к этому других участников рынка».
Полученные результаты исследования активности ополаскивателя для полости рта, содержащего CPC, и его дальнейшее изучение могут быть полезными для более детальной оценки изучения вирулицидного действия в отношении SARS-CoV-2. Дальнейшее изучение CPC в исследованиях in-vitro и клинических исследованиях с целью подтверждения его активности в отношении вируса SARS-CoV-2 также расширит знания по этому вопросу.
1. https://www.biorxiv.org/content/10.1101/2020.10.28.359257v1.
2. Следующие ополаскиватели «Лесной бальзам» содержат CPC в концентрации 0,07%: с экстрактами коры дуба и пихты на отваре трав; с маслом кедровых орешков и экстрактом шалфея на отваре трав; с экстрактами прополиса и зверобоя на отваре трав.
3. За исключением детского и двухфазных ополаскивателей.
* Результаты исследования находятся на стадии финального подтверждения.
Источник: Unilever
Нет комментариев
Комментариев: 0