Почему тормозит внедрение электронных рецептов

14.03.2023
11:47
В 2024 году бумажные бланки должны уйти в небытие, а на смену им прийти электронные. Но пока электронные рецепты чаще видят льготники. «Аптекарь» разбирался, сможет ли население всей страны массово перейти на них в ближайшем будущем и готовы ли к этому врачи и аптеки.

Когда должны внедрить электронные рецепты

Законодательная база предполагает замену бумажных рецептов электронными к 1 января 2024 года. Уже сейчас участникам процесса очевидно, что реализовать проект в эти сроки невозможно. Причина, по мнению депутатов, в том, что в стране нет единого решения по внедрению электронных рецептов. Каждый регион сам выбирает схему работы и подрядчиков.

Пока регионы «задыхаются без взаимодействия по электронным рецептам», система не работает во многих субъектах, еще год назад заявил на заседании Экспертного совета по вопросам обращения лекарственных средств и медицинских изделий Госдумы член Комитета по охране здоровья Александр Петров.

«Регионы разъединены. Минздрав, переубедите нас, что у нас есть единая федеральная система! По факту каждый субъект сейчас накапливает свой опыт, ставит свое программное обеспечение, — посетовал депутат. — Может быть, нам нужно готовить законодательную базу о вертикализации системы здравоохранения в России? Ведь цифровизация лекобеспечения крайне важна».

Тогда Минздрав признал, что на уровне субъектов появляются недостаточно эффективные конструкции по цифровизации. «Медицинские и фармацевтические организации должны обеспечить бесшовное взаимодействие не только на территории одного субъекта России. Граждане должны иметь возможность обратиться с электронным рецептом в любую аптеку, независимо от региона», — отметил зам. министра здравоохранения Павел Пугачев.

По его словам, Минздрав занялся вопросом возможной совместимости электронных рецептов. «По результатам апробации разработки мы ее предложим всем регионам. Самое главное — она не должна быть дискриминационной и обеспечивать подключение любых разработчиков, медицинских информационных систем и фарморганизаций», — добавил он.

Что изменилось к 2023 году

За последние полгода внедрение электронных рецептов в стране не продвинулось, считает директор ООО «Центр фармацевтических коммуникаций» Юрий Вожжов.

Реализатором программ в регионах, как правило, становится медицинский информационно-аналитический центр (МИАЦ). Госструктура, в свою очередь, заключает соглашение с оператором. Им может стать пациентский сервис, который и будет взаимодействовать с аптеками. При другом сценарии оператором становится технологическая платформа, привлекающая к проекту пациентский сервис. Так произошло, например, в Белгородской области. Там оператором программы стал Ростелеком, заключивший соглашение с сервисом «Медиката», который в итоге свернул проект.

Уход с рынка «Медикаты» подтвердил: инвестиции в проекты по внедрению электронных рецептов пока невозможно вернуть. Рассчитывать на это стоит не ранее 2026—2027 года, когда будет реализован проект по дистанционной торговле рецептурными препаратами, уверен Вожжов.

Компании, которые хотели бы работать на рынке электронных рецептов, не спешат это делать. При­ чиной стал проект постановления о наделении статусом единого оператора компании «Цифро­ здрав» (принадлежит ЦРПТ).
Кроме того, на рынок вышла еще одна крупная структура — «Первый электронный рецепт» (Сбер). Сейчас оператор, по собственной информации, подключил к сервису более 30 субъектов России.

Не растет и число выписанных электронных рецептов в регионах, где эти сервисы стабильно работают. Например, в Кемеровской области попрежнему выписывается 300 электронных рецептов в неделю. «При этом в регионе в 2021 году было выписано более полутора миллионов льготных рецептов, не говоря уже о коммерческих, — сетует Вожжов. — Врачи не хотят выписывать электронные рецепты, пока это не вменено им в обязанности».

Что видят аптеки

В аптеках чаще обслуживают лишь льготные электронные рецепты. Например, такой проект стартовал в Красноярском крае осенью 2022 года. Сегодня из 301 тыс. льготников (и федеральных, и региональных) в регионе пользуется электронным рецептом 271 тыс. человек — это 71%. До конца 2023 года охват льготников должен быть полным, говорит советник генерального директора «Губернских аптек» Анатолий Патюков.

«У нас с региональным Минздравом есть программный продукт — Единая информационная система льготного лекарственного обеспечения (ЕИСЛЛО — процессинговый центр), в рамках которого и происходит реализация проекта», — рассказал он.

Специалисты сети не видят трудностей с внедрением электронных рецептов. Они разработали мобильное приложение, с помощью которого клиенты могут контролировать свои рецепты. Однако коммерческих электронных рецептов на территории края пока не выписывают — эта функция будет реализована на втором этапе проекта, рассказали в сети.

Нет комментариев

Комментариев: 1

Радченко Станислав Витальевич
Эх, двадцать лет одни и те же грабли. Кто регулятор, кто проектировщик, кто исполнитель, не всегда понятно, но вот засада всегда одна. Откуда, берётся постоянное стремление взять одно направление, пусть важное, и делать проект по этому направлению отдельным от всего куском? Неужели нельзя холодно прищуриться, и прокрутить мысленно, как и когда выписываются рецепты? Это ведь не священнодействие, имеющее самостоятельное значение. Есть назначения лекарственных препаратов в амбулаторной практике. Некоторая часть этих назначений имеет статус рецептурных. Для рецептурных назначений должен быть сформирован дополнительный к истории болезни документ, необходимый для получения препарата пациентом. То, что в нашем случае это ЭМД, вопрос второй. Иначе говоря, электронная выписка рецептов будет работать тогда и только тогда, когда в амбулаторном звене все врачи повседневно используют ЭМК для лекарственных назначений. До кого это донести, и как? Может, сообщество подскажет компетентным лицам?
Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.