Почему закрываются региональные аптеки
Как закрылась «АмурВита»
Новые требования регуляторов заставили многих владельцев одиночных аптек принять решение о закрытии. «Мне известно о прекращении деятельности как минимум семи предпринимателей в Республике Хакасия, — рассказала председатель Ассоциации развития фармацевтической отрасли «Аптечное дело» Анастасия Филиппова. — И это с учетом того, что благодаря «половинчатому» решению вопроса о ставке налога по УСН (в Хакасии ее снизили до 3%. — Прим. ред.) многие сельские аптеки отложили этот вопрос, решив оценить финансовые итоги 2021 года».
Расходы малого бизнеса возросли с введением маркировки и отменой ЕНВД. «Маркировка нас «добила». Предприниматели закрываются, потому что поняли, что в одиночку им не справиться с лавиной новшеств и расходов», — рассказала Татьяна Копылова, которой пришлось закрыть аптеку «АмурВита».
Положение одиночных аптек несколько лет назад пошатнули сервисы интернет-заказов, объясняет она. Поставщик обещал аптекам приток посетителей за счет выдачи заказов, но на практике вышло наоборот. «Дистрибьюторы продавали аптеке-партнеру товар по той же цене, что и конечному потребителю. Делая даже минимальную наценку, аптека оказывалась не в лучшем положении: посетители выбирали интернет-заказы», — объясняет бывший предприниматель.
«Маркировка нас «добила». Предприниматели закрываются, потому что поняли, что в одиночку им не справиться с лавиной новшеств и расходов».
Татьяна Копылова, бывшая владелица аптеки «АмурВита».
Не знали ранее аптеки-одиночки и проблем с отчетностью: ЕНВД был хорош не только низкими расходами, но и простотой. С его отменой многие предприниматели столкнулись с необходимостью найма бухгалтера. Средства на оплату услуг специалиста нашли не все.
Почему продали «Первую аптеку»
Владельцы одиночных аптек считают, что равные условия работы для бизнеса любого масштаба — прямой путь к тому, чтобы на рынке остался лишь крупный сегмент. Растерянностью предпринимателей воспользовались большие сети, выказав готовность приобретения действующих аптек.
Так произошло с «Первой аптекой» (ООО «ФР-Стандарт») в Комсомольске-на-Амуре. Компания, включающая в себя три аптечных супермаркета, занимала около 30% розничного рынка города. Продать ее предприниматель Антон Коляда решил в связи с нарастающим кризисом традиционной формы торговли.
«На рынке не остается места для небольших фармацевтических предприятий. Никому больше не интересны ни атмосфера в аптеке, ни сервис», — объясняет он. Положение усугубили возросшие в пять раз налоговые отчисления при переходе с ЕНВД на «упрощенку», расходы на внедрение маркировки.
Аптеки Коляды ничем не уступали лучшим столичным точкам, поделилась впечатлениями исполнительный директор Национальной фармацевтической палаты Елена Неволина. «Большие, светлые, хорошо зонированные аптечные супермаркеты привлекали внимание жителей небольшого города. В них можно было найти многие товары, не представленные в розничных магазинах, — широкий ассортимент товаров для детей и здорового образа жизни, спортивное питание», — вспоминает она. Ежегодно владелец «Первой аптеки» реализовывал три тонны алтайского меда, который закупал на пасеках.
«На рынке не остается места для небольших фармацевтических предприятий. Никому больше не интересны ни атмосфера в аптеке, ни сервис».
Антон Коляда, бывший владелец «Первой аптеки».
Как бонусы убивают магию профессии
Как правило, одиночными аптеками и небольшими сетями руководят провизоры. Они привержены стандартам и негласному кодексу профессиональной чести. Приносить пользу клиентам — для них цель, равнозначная получению прибыли. «Аптеки сейчас превращаются в маркетинговый инструмент. Без бонусов на рынке не выживешь, а с ними, можно сказать, нас просто покупают, — рассуждает Коляда. — Сотрудники аптек становятся менеджерами по продаже медикаментов, получающими баллы за повышение чека».
Магия, алхимия профессии, существовавшая в годы обучения в медицинском университете, пропала, сетует он. «Тиражировать точки — это бег по кругу. Меня привлекает дело, которое развивает меня самого и создает ценность для окружающих людей», — рассказывает Коляда.
Продав фармбизнес за полуторагодичную доходность, он занялся развитием тепличного комбината.
«Чрезмерные требования к хранению ассортимента, противопожарной безопасности, проверки Росздравнадзора, прокуратуры, Роспотребнадзора, Росгвардии — все это останавливает желание предпринимателей из глубинки развиваться», — считает Неволина.
Нет комментариев
Комментариев: 0