Проект нового профессионального стандарта породил дискуссии о будущем высшего фармобразования
Что изменится в профстандарте
Проект нового профстандарта «Фармацевтический работник» был вынесен на рассмотрение Минтруда в начале марта. Его авторы — инициативная группа под руководством Национальной фармацевтической палаты. Документ должен объединить четыре ранее существовавшие профстандарта («провизор», «провизор-аналитик», «специалист в области управления фармацевтической деятельностью», «фармацевт»).
Сейчас стандарты закрепляют определенные виды деятельности за конкретными должностями, пояснила исполнительный директор Национальной фармпалаты Елена Неволина. Эти ограничения на практике оказались критичными, особенно для аптек в удаленных районах, где обычно один сотрудник выполняет несколько видов деятельности.
Так, заведующим аптеками, чтобы иметь возможность стоять за первым столом, приходится проходить аккредитацию сразу по двум специальностям — «Управление и экономика фармацевтической деятельности» и «Фармацевтическая технология».
Если разделять аптечные функции — прежде всего отпуск препаратов — между провизорами и фармацевтами, то жители отдаленных территорий останутся без лекарственного обеспечения. «В селах и деревнях в аптеках работают только фармацевты. Какой функции мы их должны лишить — отпуска, хранения, приемки? При этом по приказу Минздрава № 681н фармацевт может отпускать в том числе и препараты, относящиеся к категории наркотических средств и психотропных веществ», — напоминает Елена Неволина.
Представители аптечного сообщества неоднократно высказывались против этой нормы.
Объединение стандартов — реалии времени, говорит зав. кафедрой менеджмента и маркетинга в фармации ФПК МР РУДН Ирина Косова (находится в числе разработчиков нового стандарта). «Функционал провизоров и фармацевтов сейчас одинаков — в розничной и оптовой торговле, изготовлении лекарств. Исключение составляет только контроль качества, поэтому уровень квалификации в новом стандарте для этой обобщенной трудовой функции только седьмой (провизор)», — сообщила она.
По положению о лицензировании фармдеятельности (постановление № 1081), руководителем аптечной организации может быть лицо как с высшим, так и со средним образованием. Но фармацевту для этого придется пройти профессиональную переподготовку.
Кто выступил против
После публикации проекта нового стандарта профессиональное сообщество раскололось на две части. Одна из них — представители научно-педагогического состава — высказалась резко против идеи объединения профстандартов. Вопрос активно обсуждался в отраслевых чатах, где прозвучало, что проект «закладывает мину замедленного действия в будущее фармации» и «приведет к уничтожению высшего фармацевтического образования».
Появились и официальные письма с возражениями. Так, Федеральное учебно-методическое объединение (ФУМО) в системе высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки 33.00.00 Фармация 24 мая направило письмо зам. министра здравоохранения России Татьяне Семеновой. Документ есть в распоряжении редакции. В нем сказано, что новый профстандарт возлагает одинаковые функции на специалистов со средним и высшим фармацевтическим образованием.
Председатель ФУМО Владимир Петров указывает, что проект отверг надежды на полноценное внедрение в аптеке основных позиций персонифицированной медицины, которая поддерживает возможности индивидуального изготовления лекарственных средств для детей и больных пожилого возраста.
Не согласно ФУМО и с тем, что разработчики стандарта допускают к управлению аптекой и провизоров, и фармацевтов. Для последних это будет возможно после профессиональной переподготовки и отработки более пяти лет в фармацевтической организации. В то же время, уверен Петров, для руководства аптекой необходимы специальные знания и компетенции.
Он предлагает пересмотреть проект стандарта с привлечением всего профессорско-преподавательского состава фармацевтических факультетов.
Поддержали коллег
В конце апреля схожие претензии к проекту профстандарта высказал в письме в Минтруд ректор Сибирской фармацевтической академии (АНО ДПО «Сибфарма») Александр Гришин. Он счел обоснование авторов проекта по объединению стандартов формальным и не согласованным с действующими нормативно-правовыми актами в области фармацевтической деятельности.
В обращении (есть в распоряжении «ФВ») сказано, что выполнение на равных условиях четырех из пяти обобщенных трудовых функций провизорами и фармацевтами неоправданно. Обучение фармацевтов занимает в три раза меньше времени, отмечает Гришин. «Подобная «уравниловка» серьезно демотивирует фармацевтических работников в вопросах профессионального совершенствования... а также повлияет на снижение числа и качества абитуриентов на фармацевтических факультетах вузов», — пишет он.
Гришин предлагает экстраполировать процедуру получения единой базовой специальности «Фармация» на всех выпускников вузов с отнесением этой специальности к должности провизора. «Подготовку провизоров для прочих должностей целесообразно вести через курс профессиональной переподготовки по всем оговоренным Минздравом специальностям продолжительностью 500—1500 часов с последующей первичной специализированной аккредитацией», — резюмирует он в письме в Минтруд.
Не для аптеки
Между средним и высшим фармобразованием должен быть «вполне ощутимый раздел», отмечают в ФУМО. В то же время на практике его уже давно нет, уверена Неволина.
«Мы пишем стандарт здесь и сейчас. Фармацевтический работник — это лицо, которое осуществляет торговлю, приемку и хранение лекарственных средств. Для выполнения этих функций достаточно знаний, которые сегодня дает среднее профессиональное образование», — говорит эксперт.
Она напоминает, что профстандарт — это изложение трудовых функций, которые должен выполнить работник для соблюдения обязательных требований. У специалистов со средним образованием есть компетенция по консультированию потребителей, обозначенная в ФГОС.
«Высшее фармацевтическое образование должно сохраняться — прежде всего для исследователей. Не обязательно речь идет о новых молекулах, это могут быть инновационные лекарственные формы», — добавляет Неволина.
По ее мнению, открытым остается вопрос: сколько нужно таких высококвалифицированных кадров и куда, кроме аптеки, они могут быть трудоустроены? Эти вопросы и должно решать научно-педагогическое сообщество, считает Неволина. «Надежды на инновационное развитие не должны быть погружены в профстандарт, который создается для практиков», — объясняет она.
Профстандарт должен быть ориентирован на потребности бизнеса, считает исполнительный директор ассоциации «СоюзФарма», вице-президент НП «Опора России» Мария Литвинова. «Аптека за последние годы изменилась: автоматизация процессов, новый уровень финансовой грамотности, технологии управления. Да, фармконсультирование никто не отменял, но фармацевты успешно справляются с этой функцией благодаря дополнительному образованию», — считает она.
Литвинова сомневается, что все представители научно-педагогического состава смогли бы работать в современной аптеке. «Кроме того, мы видим, что в аптечные организации после первичной аккредитации приходят единицы выпускников», — добавляет она.
Эксперт уверена, что такое число специалистов с высшем образованием в фармрознице сейчас не востребовано. «Надо отринуть личные страхи и решить, что именно необходимо практическому сектору», — резюмирует она.
Неоднозначно оценивают предлагаемые изменения в одной из крупнейших государственных аптечных сетей АО «Губернские аптеки».
«Функции провизора и фармацевта за первым столом действительно идентичны, — признает руководитель департамента управления и развития персонала компании Надежда Благодатская. — Более того, в условиях дефицита кадров компании проще подготовить именно специалистов со средним профессиональным образованием». Однако в сети активно развивается производственное направление, для которого требуются провизоры. Кроме того, считает Благодатская, новый подход обесценивает высшее образование для будущих специалистов.
Мнение практиков
Чтобы изучить мнение практикующих специалистов, Национальная фармпалата провела опрос среди 3,6 тыс. респондентов. В нем приняли участие 1,9 тыс. фармацевтов, 786 провизоров, 857 руководителей аптечных организаций и 57 прочих специалистов.
Большинство опрошенных (75%) озвучили, что разделение трудовых функций по продаже лекарственных препаратов и товаров аптечного ассортимента между провизорами и фармацевтами неоправданно. Респонденты отметили, что содержание этих функций не различается в современных условиях, особенно с учетом нехватки специалистов в небольших населенных пунктах.
Обладатели высшего образования высказали недовольство таким положением, поскольку потратили на его получение больше времени. Такой вывод сделали после опроса в Национальной фармпалате. Но даже среди провизоров против ограничения функции по розничной торговле в зависимости от уровня образования выступили 66% опрошенных, среди фармацевтов доля таких ответов составила 78%, среди руководителей — 77%.
Для руководства аптекой специалист должен пройти только программу повышения квалификации (от 100 часов) или профпереподготовки (от 250 часов). Такой ответ дали 59% респондентов. Более 31% проголосовали за то, что для управления организацией специалист должен, кроме того, закончить ординатуру.
«Проведение опроса позволило нам убедиться, что наше восприятие проблемных «мест» текущей системы требований к фармацевтическим работникам совпадает с мнением практикующих специалистов, — сообщила Неволина. — Можно по-разному оценивать изменения, которые произошли в фармацевтической деятельности, но необходимо признать, что действующие системы плохо соответствуют тому, как аптеки работают в реальности. Нашей основной целью было исправить сложившуюся ситуацию таким образом, чтобы облегчить жизнь коллегам».
Нет комментариев
Комментариев: 0