Раздражение – враг здоровья

14.11.2019
09:47
Аптекарь (А): Светлана Юрьевна, некоторые посетители аптеки могут раздражать даже самых спокойных и уравновешенных фармацевтов. Как научиться справляться с таким раздражением?

Светлана Захаров (С.З.): Чтобы научиться справляться с раздражением, нужно понять причины его появления. Как правило, Аптекарь начинает чувствовать раздражение, если ему не удается найти общий язык с покупателем и настроиться на его «волну». Раздражительность – это эмоциональная защита организма. Если покупатель от вас что-то требует, не понимает того, что вы говорите или предлагаете, не слушает ваши доводы, сомневается в ваших словах и долго не может решиться на покупку, это вызывает сначала недовольство, а затем и раздражение. Такая ситуация довольно опасна: если вы не сможете своевременно обуздать свои эмоции, то раздражение может перейти в гнев. Но сдерживать раздражение тоже очень вредно: если вам удастся сохранить внешнее спокойствие на работе, то накопившееся раздражение позже может вылиться на членов семьи. Чтобы этого не произошло, нужно научиться контролировать свои негативные эмоции.

А: Какие факторы повышают раздражительность?

С.З.: Прежде всего, общая усталость, стресс, недосып, работа в некомфортном темпе (слишком быстро или слишком медленно), а также необходимость выполнять несколько дел одновременно. Сидячая или стоячая работа, недостаток движения или свежего воздуха, а также некоторые хронические заболевания (например, гипертония или диабет) тоже повышают раздражительность. У людей помогающих профессий, к которым относятся Аптекари, к повышенной раздражительности приводит также эмоциональное выгорание: в этом случае раздражение может вызывать даже обычное поведение и безобидные вопросы покупателей.

А: Как справляться с раздражением?

С.З.: Существует много т.н. копинг-стратегий, которые помогаю справиться с раздражением. Прежде всего важно помнить, что раздражение не следует подавлять – над ним нужно работать. Для этого попробуйте следовать следующим советам.

Совет 1. Старайтесь уловить раздражение в самом начале его появления.

При первых признаках раздражения начинайте глубоко дышать или попробуйте переключить свое внимание с неприятного покупателя на что-либо другое. Если это сделать невозможно, постарайтесь мысленно представить перед собой стеклянную стену, отделяющую вас от этого клиента. Это поможет вам выиграть время и выбрать правильную тактику общения. Подумайте о том, что именно вас раздражает в данном покупателе: его медлительность? нерешительность? недоверие? придирчивость? Напомните себе, что это всего лишь больной человек, которому нужна ваша профессиональная помощь, и мысленно простите ему его поведение.

Совет 2. Освойте технику расслабляющего дыхания.

Такую технику можно использовать в любых ситуациях – она помогает быстро успокоиться и снять стресс. Сядьте на стул так, чтобы вам было удобно, закройте глаза и постарайтесь максимально расслабиться. Сделайте глубокий вдох, а затем медленный выдох. На выдохе представьте мысленно, что вместе с воздухом вы выдыхаете свое раздражение и все остальные негативные эмоции. Повторите вдох-выдох несколько раз. Дышите медленно и глубоко, визуализируя то, как недовольство, раздражение или гнев на выдохе покидают ваше тело, ваши мышцы расслабляются, и вы успокаиваетесь.

Совет 3. Переключайте вни­мание.

Если вам приходится общаться с человеком, который вас очень раздражает, попробуйте мысленно представить его в каком-нибудь нелепом наряде или смешной позе. Это поможет переключиться с раздражения на смех и сдвинет баланс эмоций с негативных на позитивные, и справиться с раздражением будет легче.

Совет 4. Изолируйте себя от раздражителей.

Если покупатели начинают раздражать фармацевта, то к концу рабочего дня раздражение достигает своего максимума. Чтобы уберечься от эмоционального срыва, постарайтесь периодически уходить от своих раздражителей хотя бы на короткое время: пройдитесь по коридору (а еще лучше пешком по лестнице вверх-вниз), зайдите в туалет и подержите руки под холодной проточной водой. Если у вас нет возможности покинуть рабочее место даже на пару минут, попробуйте мысленно выстроить эмоциональный барьер, который защитит вас от чужих проблем, чужого недовольства и чужого негатива. Для этого напомните себе мысленно, что покупатели – люди больные, а вы здоровы, что проблемы у них, а у вас все в порядке и т.п.

Совет 5. Не держите в себе негативные эмоции.

Если раздражения избежать не удалось, не держите его в себе: поделитесь своими эмоциями с друзьями или родственниками, но делайте это спокойно, без крика. Если у вас нет близких людей, которые могут вас выслушать, или полностью «выпустить пар» вам не удается, можно применить другую тактику – физическую: быстро избавиться от раздражения или стресса помогают активные физические нагрузки, например, занятия спортом, бег, езда на велосипеде, быстрая ходьба. Если вы почувствовали, что к концу рабочего дня у вас накопилось раздражение, возвращаясь с работы домой, обязательно пройдитесь пешком 10–15 минут в быстром темпе – это поможет быстрее успокоиться.

А: Светлана Юрьевна, а что делать, если справиться с раздражением не получается?

С.З.: Если вы не можете справиться с раздражением самостоятельно, нужно обратиться за помощью к психологу. За повышенной раздражительностью могут скрываться серьезные проблемы: хроническая усталость, эмоциональное выгорание или депрессивное расстройство. Специалист установит истинную причину раздражительности и поможет ее устранить.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.