Сколько людей болеют хроническим миелолейкозом
Выживаемость пациентов — одна из важнейших характеристик эффективности лекарств в случае онкологического заболевания. Так было до начала 2000-х годов и при лечении хронического миелолейкоза (ХМЛ). После прихода таргетной терапии стала возможна не только длительная выживаемость, но и хорошее качество жизни.
Согласно клиническим рекомендациям по лечению ХМЛ1, традиционная цитостатическая терапия используется только в отдельных случаях. И в первой, и во второй линии терапии используются современные таргетные препараты. Они позволяют пациентам жить нормальной жизнью, сохранять работоспособность. Поэтому важно, чтобы такие препараты были доступны.
Сколько людей болеют раком лимфатической и кроветворной ткани
Рак лимфатической и кроветворной ткани в структуре смертности злокачественных новообразований занимает 5,1%. В 2022 году от этого недуга умерли 6,6 тыс. человек. По распространенности этот вид рака занимает восьмое место, в 2022 году он был у 27,8 тыс. пациентов2.
Рак лимфатической и кроветворной ткани объединяет несколько заболеваний, различных по клиническим и биологическим свойствам, подходам к лечению и прогнозу3. В развитии онкогематологических заболеваний лежат поломки генетического материала в клетках кроветворной и лимфоидной ткани, что приводит к трансформации нормальных клеток в опухолевые4.
Основная особенность лейкозов — высокая распространенность в организме на момент диагноза. Но выявление заболевания на ранней стадии не является таким критическим фактором в гематологии, как при лечении солидных новообразований.
Как лечат лейкозы
До изобретения таргетной терапии лейкозы считались заболеваниями с неблагоприятным прогнозом5. Применяемый в последние несколько лет подход к терапии кардинально изменил результаты лечения онкологических больных. У значительного числа пациентов в процессе лечения удается достичь глубокого ответа на терапию, высоких показателей общей и безрецидивной выживаемости, полностью восстановить трудоспособность6.
Лилия Матвеева, президент Всероссийского общества онкогематологии «Содействие»:
«Первый таргетный препарат в онкогематологии появился в начале 2000-х годов, и это была революция в лечении рака крови. Эффективность, которую он показал, дала стимул к развитию новых таргетных препаратов и в онкогематологии, и в онкологии в целом. С каждым годом таких препаратов все больше, и достаточно много — в таблетированной форме, которые пациент может принимать дома. И это совершенно другое качество жизни. Терапия позволяет пациентам жить полноценной счастливой жизнью, причем долгой — ее продолжительность при некоторых заболеваниях не отличается от таковой у среднестатистического здорового человека. Об этом раньше не могли и мечтать».
Генетическую поломку при хроническом миелолейкозе впервые описали еще 1960-х годах. Речь идет о так называемой филадельфийской хромосоме, которая названа по месту работы ее первооткрывателей. Это хромосомная транслокация — обмен участками между 9-й и 22-й хромосомами. В результате образуется новый так называемый химерный ген (BCR-ABL), который нарушает регуляцию деления и созревания клеток. Так развивается хронический миелолейкоз.
Это редкая болезнь: 1—2 заболевших на 100 тыс. населения2. В первые несколько лет она достаточно медленно развивается, но в какой-то момент начинает ускоряться и становится агрессивной. Срок жизни пациентов на этой стадии — 6—12 месяцев1.
Для лечения ХМЛ прежде использовался ряд лекарств, которые тормозили развитие болезни, хотя и не приводили к ремиссии. Революцией в лечении стал новый класс таргетных препаратов — ингибиторов тирозинкиназ BCR-ABL. В итоге выросла выживаемость и частота объективных ответов. Пациенты сохраняют качество жизни и трудоспособность7.
Как и при других видах рака, у некоторых больных с ХМЛ стала появляться резистентность к первой линии терапии7. Ученые и фармкомпании продолжали искать новые возможности атаковать клетки хронического миелолейкоза. В итоге появились препараты второй линии, которые предоставляют шанс на нормальную жизнь после первоначально неудачного лечения.
Доступность лекарств
Если препарат включен в Перечень ЖНВЛП и клинические рекомендации, то государство гарантирует его доступность для пациентов. Как правило, легче обеспечить препарат, если его производство находится в стране.
Лилия Матвеева, президент Всероссийского общества онкогематологии «Содействие»:
«Доступность терапии — очень серьезный и часто непростой вопрос. Есть агрессивные формы рака, когда препарат нужно получить в кратчайшие сроки. И здесь, к сожалению, не всегда все идет гладко. В ряде случаев необходимо проведение врачебной комиссии, закупочных мероприятий, а это все время, которого у таких пациентов практически нет. Кроме того, многие больные онкогематологическими заболеваниями — возрастные люди. И иногда мы сталкиваемся с вопросом, насколько обоснована дорогостоящая терапия для таких пациентов. Я считаю, что каждому хочется жить полноценной жизнью. Независимо от возраста и социального статуса пациент должен иметь возможность получить лечение, которое ему необходимо».
Многие международные производители инновационных препаратов готовы разделить ответственность организаторов здравоохранения перед пациентами и локализуют производство в России. Часть из них построила свои заводы в России, часть организует выпуск препаратов совместно с российским компаниями. У целого ряда отечественных производителей есть опыт и налажено производство современных инновационных лекарств в партнерстве с международными компаниями.
Эти лекарства выпускаются в Подольске, Калуге, Владимире и многих других городах. Благодаря этому отечественные производители наращивают объемы производства, инвестируют в его развитие, осваивают новые технологии.
Один из таких проектов вскоре будет запущен в Башкортостане на мощностях «Фармстандарта». Крупнейшая отечественная компания локализует на своей площадке четыре оригинальных противоопухолевых препарата компании Pfizer, среди которых также есть бозутиниб для пациентов с хроническим миелолейкозом. Этот проект подразумевает не только развитие российского завода, закупку нового оборудования, трансфер технологий, повышение квалификации сотрудников в партнерстве с зарубежными специалистами, но и, что самое важное, гарантию бесперебойного доступа к препаратам для тех, кто в них нуждается.
Дмитрий Зайцев, генеральный директор АО «Фармстандарт»:
«Локализация бозутиниба — это часть масштабного и долгосрочного проекта по организации на территории нашей страны производства инновационных онкологических препаратов компании Pfizer. Регистрационное удостоверение на препарат с внесением в него в качестве производителя нашей уфимской площадки было получено в декабре 2023 года. ОАО «Фармстандарт-УфаВИТА» будет осуществлять производство готовой лекарственной формы по полному циклу в партнерстве с Pfizer. Реализация проектов в области онкологии и онкогематологии остается приоритетом для нашей компании. Более 10 лет мы развиваем на площадке «Фармстандарт-УфаВИТА» производство собственных препаратов и локализованных инновационных продуктов наших партнеров. И за эти годы сформировали сильную экспертную команду. Мы считаем, что обеспечение доступности бозутиниба, произведенного в нашей стране с соблюдением всех стандартов качества, имеет крайне важное значение как для пациентов, так и в целом для российской системы здравоохранения».
Спонсор материала ООО «Пфайзер Инновации»
PP-BOS-RUS-0084 актуально на 14.08.2024
1. Рубрикатор клинических рекомендаций Минздрава РФ. Хронический миелолейкоз. https://cr.minzdrav.gov.ru/recomend/142_1
2. МНИОИ им. П.А. Герцена − филиал ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России. Злокачественные новообразования в России в 2022 году (заболеваемость и смертность). https://glavonco.ru/cancer_register/zis-2022-elektronnaya-versiya.pdf
3. https://www.niioncologii.ru/sites/default/files/files/mkb-o-3_okonchatelnyj_variant-_interaktivnaya_versiya.pdf
4. И.А. Ольховский, А.В. Комина, М.А. Столяр, А.С. Горбенко. Молекулярно-генетические нарушения при острых лейкозах как основа разработки диагностических текстов (обзор литературы) // журнал Лабораторная служба № 4, том 9, 2020 https://www.mediasphera.ru/issues/laboratornaya-sluzhba/2020/4/downloads/ru/1230521982020041026
5. А.М. Гарин, И.С. Базин Кратная история терапии опухолей. Пока это третий метод лечения рака // журнал Эффективная фармакотерапия. Онкология, Гематология и Радиология № 3, 2013 https://umedp.ru/articles/kratkaya_istoriya_lekarstvennoy_terapii_opukholey_poka_eto_tretiy_metod_lecheniya_raka.html
6. Онкогематология в национальной программе по онкологии: Быть или не быть? https://www.vidal.ru/novosti/strong-onkogematologiya-v-natsionalnoj-programme-po-onkologii-byt-ili-ne-byt-8357
7. Е.Г. Ломаиа, Д.В. Моторин, Е.Г. Романова, А.Ю. Зарицкий. Хронический миелолейкоз – до и после применения иматиниба (часть I) //журнал Онкогематология №2, 2009 https://oncohematology.abvpress.ru/ongm/article/download/721/601
Реклама, ООО «Пфайзер Инновации»