Студенты фармфакультетов могут работать фармацевтами после III курса
Что изменилось в допуске
В ноябре Минздрав России подписал приказ № 715н о порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности лиц, не завершивших освоение программ высшего образования. Он пришел на смену приказу № 419н от 27.06.2016. Новый документ вступит в силу 1 января 2023 года и будет действовать до 1 марта 2025 года. Согласно ему, студенты на год раньше могут приступить к работе в аптеке.
В приказе сказано, что студенты, обучающиеся по специальности «Фармация» три и более курсов, могут быть допущены к осуществлению фармацевтической деятельности в должности специалиста со средним образованием — фармацевта. Для этого обучающиеся сдают экзамен, который принимает комиссия на базе образовательной организации. Он включает тестовый контроль знаний, оценку практических навыков и собеседование.
Справедливым сокращение срока для допуска к работе считает исполнительный директор Национальной фармпалаты Елена Неволина. «Нонсенс, что дети с одинаковым уровнем базового образования могут стать специалистами для работы в аптеке за принципиально разное время: одни за два года (среднее образование), а другие — за четыре (высшее образование), — объясняет она. — Кроме нелогичности этого правила, возникал вопрос о качестве подготовки студентов высшей школой».
Уступка в один год исправила ситуацию, но не до конца, считает Неволина. «То, что одного мы делаем готовым специалистом за два года, а второго только после третьего года мы можем допустить до выполнения этих же самых функций, по-прежнему вызывает вопросы», — говорит эксперт.
Она отметила, что срок действия приказа — до марта 2025 года — связан с грядущим внесением изменений в его текст. «Минздрав взял на себя повышенные обязательства, чтобы урегулировать вопросы по ускоренному допуску медицинских и фармацевтических работников. В частности, речь идет о выдаче дипломов определенного образца, а не справок», — добавила Неволина.
Для доработки приказа необходимо провести ряд консультаций с высшей школой, профессиональными организациями, практиками.
Для чего нужен ускоренный допуск
Студенты фармфакультетов пользуются спросом у работодателей регионов, где есть дефицит кадров. «Они начинают зарабатывать и строить реальные планы, окунувшись в практическую деятельность», — говорит Неволина.
С ней согласна и зав. кафедрой менеджмента и маркетинга в фармации факультета повышения квалификации медицинских работников РУДН Ирина Косова. Она напоминает, что прежде студентов также допускали к работе после III курса, но этот порядок был пересмотрен, поскольку экономика и управление фармацией изучались позже.
«Сейчас студенты проходят это как раз на III курсе. Я положительно оцениваю ускоренный допуск студентов к работе, поскольку функционал у провизоров и фармацевтов одинаков, — отметила Косова. — Но на месте руководителя фарморганизации я бы учитывала, что эти сотрудники нуждаются в курации, поскольку некоторые дисциплины (например, фармакологию) прошли не в полном объеме».
А декан фармфакультета Новосибирского медицинского университета Наталия Карабинцева отмечает, что студенты и сейчас выходят на работу раньше разрешенного срока, но нелегально. «Азы фармакологии, лекарственные формы они уже прошли: для первого стола этого хватит, — объясняет она. — Зато теперь аптекам не придется их устраивать на фиктивные должности и студенты получат возможность заработать и узнать профессию изнутри».
Скептическая оценка
Часть представителей высшей школы не столь уверены в необходимости ускоренного допуска. Декан фармацевтического факультета Санкт-Петербургского государственного химико-фармацевтического университета (СПХФУ) Юлия Ладутько считает, что после освоения программы III курса обучающиеся не вполне готовы к работе на должностях среднего фармперсонала. «У них еще не сформированы профессиональные компетенции. Обучение по профильным дисциплинам только начинается, что напрямую коррелирует с теми знаниями, умениями и навыками, которые обучающиеся могут применять на рабочем месте», — говорит она.
К концу III курса студенты не обладают необходимыми для работы компетенциями, соглашается зам. декана фармфакультета ТГМУ Елена Некрасова. «Например, фармконсультирование преподается в 8—9-м семестре, в это же время идет клиническая фармакология. Товароведение полностью погружено в IV курс», — объясняет она.
Некрасова рассказала, что у студентов, которые нелегально идут работать после III курса, возникает негативное отношение к профессии и к высшему образованию. «Программы высшего и среднего образования построены по разным принципам. Фармацевты выходят на работу более подготовленными, и наши студенты выглядят на их фоне бледно. Они начинают скептически относиться к высшему образованию», — резюмирует зам. декана.
Некоторым фармфакультетам в этом году пришлось объявить дополнительный набор — они не смогли сформировать группы. Это произошло из-за снижения интереса к специальности провизора. «Впервые за долгие годы мы не смогли закрыть даже бюджетные места. Раньше мы учили две группы, в этом году не набрали студентов даже для формирования одной», — рассказала зав. кафедрой фармации Тихоокеанского государственного медицинского университета (ТГМУ) Любовь Устинова.
Биохимию, патологию, физиологию, химию и технологию, другие предметы, которые углубленно изучают в вузах, невозможно «переместить» на старшие курсы, признает Некрасова.
Практическое «уравнивание» программ высшего и среднего образования создает у студентов иллюзию ненужности последнего, отмечает эксперт. С этим она связывает ситуацию с набором на фармацевтические факультеты в 2022 году: впервые за последние годы вузы не смогли набрать провизоров на бюджетные места.
На фармацевтическом факультете Новосибирского медицинского университета (НГМУ) сложилась похожая ситуация. «Второй год мы набираем меньше студентов: если раньше на потоке учились 50—60 человек, то сейчас — до 25», — рассказала декан факультета Наталия Карабинцева.
Нет комментариев
Комментариев: 0