Участники рынка не смогли прийти к единому мнению об ограничениях при расположении аптек
Кто выступил за ограничения
Вопрос о необходимости введения ограничений при расположении аптек был поднят на онлайн-конференции Альянса фармацевтических ассоциаций. В защиту этого решения выступила председатель правления Новгородской профессиональной ассоциации фармацевтических работников, директор сети «Аптечный дом НВ» (Великий Новгород) Ольга Хруцкая. «Государство должно стоять на страже интересов предприятий, которые работают на этой территории. Когда исконно существующие аптеки начинают «выдавливать» пришлые дискаунтеры, это вряд ли можно назвать добросовестной конкуренцией», — пояснила она свою позицию корреспонденту «ФВ».
В европейских и азиатских странах расположение аптек регулируется исполнительной властью и профессиональными ассоциациями. Хруцкая напомнила, что практика открытия аптек на расстоянии не менее 500 м была и в СССР.
Эксперта поддерживают региональные ассоциации, объединяющие небольшие сети и одиночные аптеки. Малый бизнес больше всего пострадал от прихода дисконт-сетей. «Мы знакомы с позицией ФАС, что введение нормы по расстоянию между аптеками ограничит конкуренцию на рынке. Однако на практике это станет кратковременным снижением стоимости препаратов в рознице и последующим взлетом цен на товары не из списка ЖНВЛП», — говорит президент «Фармацевтического содружества» Наталья Назаренко.
За введение норматива аптек на определенной территории выступила и председатель Ассоциации развития фармацевтической отрасли «Аптечное дело» Анастасия Филиппова: «Нельзя сказать, что, чем больше аптек, тем более здоровая конкуренция на рынке. В итоге две-три точки, расположенные в одном здании, ориентируются друг на друга, а не на покупателя, формируя цены».
Региональные ассоциации предлагают ввести минимальное расстояние между аптеками для финансовой устойчивости местных сетей и сохранения рабочих мест для специалистов. Ольга Хруцкая считает, что норматив должен быть рассчитан по плотности населения и составлять от 200 до 500 м.
Не поддержали
Федеральные коллеги не готовы поддержать инициативу региональных ассоциаций. «Мы уже сталкивались с сопротивлением со стороны ФАС. Ведомство четко это рассматривает как нарушение конкуренции, несмотря на то, что в других странах на фармрынке действуют нормы удаленности», — сказала юрист СРО «Ассоциация независимых аптек» Светлана Воскобойник.
В России надо будет учитывать принципиально разные показатели плотности населения, развития рынка, чтобы сформировать законодательную инициативу, добавила она.
Такие предложения неоднократно звучали в законодательном поле, подтвердил «ФВ» депутат Госдумы Александр Петров. «Я не поддерживаю эту инициативу. Разумный бизнес и сам не будет открывать аптеки «дверь в дверь». А тех, кто так поступает, рынок отсеивает самостоятельно, — говорит он. — Законодательно ограничивать и контролировать метры — неужели нам больше нечем заняться?»
«ФВ» направил запрос в ФАС с просьбой прокомментировать, готово ли ведомство поддержать введение нормативов по расположению аптек.
Решение необходимо
Количество аптек необходимо ограничивать, считает исполнительный директор Национальной фармацевтической палаты Елена Неволина: «Пока на рынке идет такая борьба за место, мы не заставим аптеки соблюдать правила работы, в частности, с рецептурными препаратами, требования к сотрудникам».
Однако территориальные ограничения эксперт считает маловыполнимыми. «Почти во всех странах со свободной конкуренцией введены нормативы — расчет аптек, которые могут работать в определенном населенном пункте для обеспечения лекарственной доступности», — ссылается Неволина на мировой опыт.
Но и здесь происходят послабления. В частности, несколько лет назад Евросоюз снял ограничение по расположению аптек для туристических и курортных городов. «В Москве норматив о 500 м между аптеками действовал в 1990-х годах. Сейчас соблюдать его в столице и других крупных городах не представляется возможным, — говорит эксперт. — Нужно учитывать, что любое ограничение в России может привести к коррупционной ситуации».
Высокая конкуренция приводит и к ассортиментным перегибам, соглашается генеральный директор аптечной сети «Фарма» Александр Миронов. «Высококонкурентный рынок может работать с перегибами. В погоне за низкой ценой и за трафикообразующими продуктами сети пытаются активно переключаться на БАД или на более высокомаржинальные продукты, иногда заигрываясь и не считаясь с потребностями клиентов», — приводит он пример.
Но пытаться корректировать рыночные механизмы с помощью ограничений Миронов считает неправильным: «Рынок всегда все расставляет по местам. Такие дикие гонки без учета мнения и потребности клиента рано или поздно скажутся на позициях сетей, и выиграет тот, кто может грамотно балансировать между интересами покупателя и экономикой предприятия».
Нет комментариев
Комментариев: 0