Взаимодействие лекарств и пищи
Многоплановая проблема
Компоненты пищи в организме проходят практически тот же путь, что и компоненты ЛП. Наиболее часто эти пути пересекаются при пероральном способе введения, соответственно, их взаимодействие может происходит на одном или нескольких этапах:
- всасывания;
- распределения;
- метаболизма
- выведения.
Начнем с этапа всасывания.
Место всасывания изменить нельзя?
Некоторые лекарства, например спиртосодержащие ЛП, препараты нитроглицерина, нифедипина, каптоприла и некоторые другие при пероральном приеме начинают всасываться уже в ротовой полости.
Но все же большинство лекарств достаточно инертны, чтобы пройти верхние отделы ЖКТ (ротовую полость и пищевод) в неизменном виде и начать всасываться в желудке или кишечнике.
Попадая в желудок, лекарство перемешивается с находящейся там пищей и к месту всасывания следует уже вместе с пищевыми массами. От их состава зависит быстро или медленно, в каком виде и каком объеме действующее вещество прибудет к месту всасывания.
Для некоторых препаратов это путешествие к месту всасывания заканчивается в желудке. Эпителиальные клетки здесь расположены плотно, между ними нет каналов, заполненных жидкостью, поэтому водорастворимые вещества проходят через желудок транзитом. Зато некоторые жирорастворимые субстанции – слабые кислоты, неионизированные в кислой среде желудка – могут всасываться путем пассивной диффузии.
Например, ацетилсалициловая кислота именно таким образом проникает в клетки слизистой оболочки, чтобы потом попасть в кровь. К сожалению, проникновение ее сквозь мембраны клеток желудочного эпителия и накопление в них влечет за собой его повреждение. При разовом или редком приеме ацетилсалициловая кислота не успевает нанести серьезного ущерба слизистой, но длительный или постоянный прием вызывает не только местное повреждение эпителия желудка, но и системное истощение цитопротекторных простагландинов. Схожим механизмом всасывания и ульцерогенного действия обладают и другие НПВС.
Для уменьшения повреждающего действия на слизистую многих НПВС можно воспользоваться теми возможностями, которые дает нам знание взаимодействия лекарств и пищи.
Во-первых, хотя натощак НПВС всасываются быстрее и полнее, всеобщая рекомендация – принимать их только после еды. Эффект будет отсрочен или уменьшен, зато слизистая будет целее.
Во-вторых, помня о липофильности НПВС, желательно не есть жирного непосредственно перед приемом этих ЛП.
В-третьих, обволакивающие свойства некоторых продуктов используют для защиты слизистой на время всего курса лечения НПВС. Например, овсянку, льняное семя, толокно, папайю и бананы рекомендуется включать в рацион при курсовом лечении с помощью НПВС.
И, наконец, непосредственно во время приема НПВС пригодятся гастропротекторные свойства крахмального киселя. Сегодня фармацевты почему-то стесняются рекомендовать запивать им агрессивные препараты, и совершенно напрасно – большинство посетителей аптек даже не знают, что это можно делать, и будут благодарны специалисту, который поделится с ними своими знаниями.
Некоторые производители для уменьшения повреждающего действия НПВС на слизистую желудка покрывают таблетку кишечнорастворимой оболочкой и таким образом перемещают место всасывания из желудка в кишечник, другие – добавляют в лекарство антациды, изменяющие рН желудочной среды. Всасывание лекарства и в том, и в другом случае может замедлиться и ухудшиться, а вот вопрос о повышении безопасности пока остается открытым.
Кроме НПВС, в желудке начинают всасываться и другие липофильные слабые кислоты, например, барбитураты. Те барбитураты, что преимущественно всасываются в желудке, оказываются в кровяном русле быстрее, чем те, чья абсорбция в желудке только начинается, а основное всасывание происходит в кишечнике.
Долгая дорога
Большинство препаратов всасывается в кишечнике. Но до него еще надо дойти. А это не так-то легко, если учесть сколько опасностей поджидает лекарственные вещества на каждом шагу по пути к месту всасывания.
Меньше всего подвержены влиянию пищи при приеме внутрь жидкие лекарственные формы. Дело в том, что такие препараты контактируют с химусом очень недолго.
Пилорический сфинктер, представляющий собой мышечное кольцо, беспрепятственно пропускает жидкости, и они выводятся из желудка приблизительно за 12 минут.
При приеме твердых форм лекарственные вещества могут оказаться в кишечнике течение получаса–часа, если их принимают натощак. Если же в момент поступления ЛП в желудок, там находится еда, всасывание может быть отложено на 2 часа и более – в зависимости от состава химуса.
Так, жирная, высокобелковая, очень кислая или раздражающая пища существенно замедляет опорожнение желудка. Когда первые порции такой пищи оказываются в двенадцатиперстной кишке, оттуда поступает сигнал о том, что для переваривания (белков и жиров) или нейтрализации (кислот и раздражающих веществ) требуется больше времени. В результате частота сокращений стенок желудка уменьшается, а пилорический сфинктер сильнее сжимается. Новые порции химуса проходят из желудка в кишечник реже, лекарство, перемешанное с пищей, дольше остается в желудке и, соответственно, начинает всасываться позже.
Кроме того, жирная пища вызывает перераспределение липофильных и гидрофильных ЛП между просветом кишечника и химусом. В связи с этим снижается эффективность антигельминтных препаратов, нитрофуранов, сульфаниламидов, диданозина, зидовудина.
Обильная и высококалорийная еда тоже существенно отодвигает во времени начало действия препарата. Например, изменение количества твердой пищи с 300 до 1692 г увеличивает время эвакуации из желудка с 77 до 277 минут.
Скорость желудочной эвакуации зависит и от температуры пищи – слишком горячая и слишком холодная еда, а значит и лекарства, смешанные с ней, задерживаются в желудке дольше.
Размер также имеет значение: частицы вещества до 1,1 мм в диаметре проходят через пилорический сфинкер с порциями химуса и попадают в тонкий кишечник, а более крупные – остаются в желудке до полного завершения процесса переваривания пищи. Поэтому некоторые препараты не абсорбируются до наступления ночи.
Но не все препараты подвергаются негативному воздействию пищи. Всасывание некоторых улучшается при контакте с едой. Так, во время длительного пребывания в желудке улучшается растворимость рибофлавина, сульфаниламидов, нитрофуранов, налидиксовой кислоты, спиронолактона, бета-адреноблокаторов, антикоагулянтов, кортикостероидов, препаратов лития и др.
Итак, сам факт наличия пищи в ЖКТ на момент приема лекарства может замедлять или ускорять всасывание лекарства, повышать или понижать его всасывание и влиять на его безопасность.
Кроме того, пища может определять состояние, в котором лекарственное вещество доберется до кишечника.
Так, натощак и перед едой среда желудка слабокислая, а во время еды и после нее рН желудка снижается до 2,0–3,0.
В такой кислой среде частично инактивируются бензилпенициллин, эритромицин, олеандомицин, линкомицин, клиндамицин, тетрациклин становится нестабильным.
Очень чувствительны к изменениям рН среды сердечные гликозиды. В кислой среде они высвобождают агликоны, а при контакте с щелочной едой или питьем – превращаются в физиологически неактивные соединения.
Таблетки с кишечнорастворимым покрытием при контакте с щелочной едой или напитками могут потерять в желудке свою защитную оболочку и добраться до тонкого кишечника частично или полностью разрушенными.
Казалось бы, чего проще – принимать препараты так, чтобы обеспечить максимальную быстроту и полноту всасывания? Однако следует учитывать и влияние лекарств на пищеварение и состояние пищеварительного тракта. Так, например, антациды, уменьшая кислотность желудка, препятствуют пищеварению, а сорбенты могут впитывать полезные вещества и воду, находящиеся в кишечнике и тем самым вызывать алиментарную недостаточность и запоры. Это тоже нужно учитывать при рекомендации режима приема того или иного препарата (см. табл. 2).
Нет комментариев
Комментариев: 0