Аптека изнутри: закон и порядок

07.09.2015
00:00
Открытие или закрытие аптеки, передача аптечного предприятия другому собственнику, перераспределение аптечных товарных запасов или внеплановая проверка — все это может вызвать немало вопросов как у руководителей, так и у рядовых фармработников. Ясно одно: знание законодательства, прав и обязанностей, а также порядка оформления документации дает уверенность и законную почву для ведения бизнеса.

 Марат Милушин, директор юридической компании «Юнико-94», канд. юрид. наук

* * *

— Аптека, входящая в сеть, закрывается в связи с полной ликвидацией данной торговой точки. Возможно ли законно провести распределение остатков наркотических и психотропных препаратов по другим аптекам сети?

— Согласно п.3 утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 558 «Правил распределения, отпуска и реализации наркотических средств и психотропных веществ, а также отпуска и реализации их прекурсоров» (в ред. от 16.12.2013) уполномоченные организации осуществляют распределение наркотических средств и психотропных веществ конкретным юридическим лицам.

Поскольку конкретная торговая точка аптечной сети — аптека, входящая в аптечную сеть, закрывающаяся в связи с полной ликвидацией, является обособленным подразделением юридического лица — аптечной организации, а не самостоятельным юридическим лицом, каковым является вся аптечная сеть, в которую входит данная аптека, оставшиеся в аптеке наркотические и психотропные лекарственные препараты принадлежат юридическому лицу — аптечной сети и, следовательно, последняя вправе самостоятельно распоряжаться указанными остатками.

Следовательно, остатки наркотических и психотропных лекарственных препаратов могут быть переданы из закрывающейся торговой точки аптечной сети другой аптеке сети, отраженной в приложении к лицензии на деятельность с наркотическими и психотропными веществами, по внутреннему требованию накладной, при условии соблюдения установленных законодательством требований по обращению наркотических и психотропных лекарственных препаратов (наличие у аптечной сети лицензии на перевозку наркотических и психотропных лекарственных средств или привлечение к перевозке специализированной организации, имеющей такую лицензию, наличие адреса принимающей аптеки в приложении к лицензии аптечной сети на деятельность с наркотическими средствами и психотропными веществами, соблюдение правил хранения и перевозки наркотических средств и психотропных веществ и т.д.).

* * *

— Можно ли провести передачу аптеки от одного юридического лица другому по форме реорганизации в форме выделения? Каков порядок передачи и каковы требования в данном случае?

— Ч.1 ст.18 Федерального закона РФ от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 13.07.2015) предусмотрена возможность переоформления лицензии в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, в том числе путем выделения нового юридического лица.

Согласно ч.5 указанной статьи закона в случае реорганизации юридического лица в форме выделения в заявлении о переоформлении лицензии указываются сведения о правопреемнике лицензиата, предусмотренные ч.1 ст.13 Закона № 99-ФЗ, и данные документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц. Заявление о переоформлении лицензии и прилагаемые к нему документы представляются в лицензирующий орган не позднее чем через 15 рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц.

Передачу необходимых для осуществления фармацевтической деятельности прав на помещения и оборудование, передачу товарных остатков следует оформить передаточным актом и отразить в разделительном балансе.

* * *

— Каковы требования, предъявляемые к открытию аптечного пункта в продуктовом супермаркете?

— Специальных требований к открытию аптечного пункта в супермаркетах и торговых центрах действующим законодательством не установлено.

Требования к помещениям аптечных организаций были ранее установлены действовавшим до 2 марта 2014 г. Отраслевым стандартом «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» ОСТ 91500.05.0007-2003, утвержденным приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 № 80. В настоящее время после отмены указанного Отраслевого стандарта приказом Минздрава РФ от 09.01.2014 № 1н действующее законодательство в явном виде не регламентирует требования к размещению, составу и площадям помещений аптечных организаций готовых лекарственных форм.

Заметим, что отдельные требования к размещению и составу помещений аптечных организаций установлены утвержденной приказом Минздрава РФ от 21.10.1997 № 309 «Инструкцией по санитарному режиму аптечных организаций (аптек)» (в ред. от 24.04.2003). Однако применимость указанной выше инструкции к аптекам и аптечным пунктам готовых лекарственных форм является дискуссионной, поскольку согласно п.1.1 инструкции она содержит основные требования, предъявляемые к санитарному режиму аптечного производства, тогда как в аптечных организациях ГЛФ никакого производства не осуществляется.

Кроме того, соблюдение норм указанной выше инструкции не указано в качестве обязательных лицензионных требований в утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081 «Положении о лицензировании фармацевтической деятельности» (в ред. от 15.04.2013).

* * *

— В аптеку пришли проверяющие — инспекторы полиции из другого района, ссылаясь на то, что это перекрестная проверка. Законно ли это? Должна ли полиция действовать строго по территориальному принципу или есть исключения?

— Права полиции определены одноименной ст.13 Федерального закона РФ от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (в ред. от 13.07.2015).

В частности, ч.1 указанной статьи закона полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:

  • беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к расследованию уголовных дел, производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;
  • производить в случаях и порядке, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, следственные и иные процессуальные действия;
  • проводить оперативно-разыскные мероприятия; производить при осуществлении оперативно-разыскной деятельности изъятие документов, предметов, материалов и сообщений и иные предусмотренные федеральным законом действия; объявлять розыск и принимать меры по розыску лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении, лиц, пропавших без вести, иных лиц, розыск которых возложен на полицию настоящим федеральным законом, а также объявлять розыск и принимать меры по розыску похищенных или угнанных транспортных средств, похищенного имущества, имущества, подлежащего конфискации;
  • истребовать для проведения экспертиз по письменному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от организаций независимо от форм собственности предоставление образцов и каталогов своей продукции, техническую и технологическую документацию и другие информационные материалы, необходимые для производства экспертиз; проводить исследования предметов и документов при наличии признаков подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния; проводить экспертизу (исследование) изъятых у граждан и должностных лиц документов, имеющих признаки подделки, а также вещей, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, находящихся у них без специального разрешения, и по результатам такой экспертизы (исследования) возвращать эти документы и вещи владельцам либо приобщать их в качестве доказательств по делу, либо уничтожать в порядке, установленном Правительством РФ, либо передавать по назначению в установленном порядке;
  • участвовать в налоговых проверках по запросам налоговых органов Российской Федерации.

Как можно видеть из перечисленного выше, все указанные действия по проверке организаций связаны с конкретными оперативно-розыскными и следственными действиями. При этом указанные действия полиции не ограничиваются местонахождением конкретной организации, если необходимость проведения таких действий обусловлена рамками осуществления соответствующих мероприятий.

Однако следует подчеркнуть, что любая полицейская проверка аптечной организации должна быть обоснована, т.е. проводиться в рамках расследуемого административного или уголовного расследования либо по заявлениям граждан или организаций.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.