Битва первостольников
Яблоки раздора
Конфликтные ситуации на работе зарождаются, когда между сотрудниками возникает недопонимание или они просто устают друг от друга. В силу того, что все люди разные, причины конфликтов также различны. В аптеке разногласия могут случиться в связи с составлением графиков работы или отпусков, сложностями выполнения важного поручения, разделением полномочий, нарушением дисциплины. Также на работе происходят и межличностные конфликты, которые могут быть связаны с несовместимостью характеров, противоположной манерой общения, различным стилем жизни сотрудников.
Поддерживать благоприятную атмосферу в коллективе и так непросто. При этом масла в огонь может добавить человек, который по природе своей конфликтен. Такие люди, как правило, раздражительны, эмоциональны, зачастую некорректны в выражениях. Складывается ощущение, что они получают удовольствие от конфликтной ситуации, выводя другого человека из себя. Есть категории людей, которые показательно услужливы перед руководством, но высокомерно и по-хамски могут вести себя по отношению к коллегам.
Не всегда можно понять, по какой причине человек так поступает. В частности, грубое и конфликтное поведение коллеги может быть связано с его личными проблемами: необоснованно завышенной самооценкой, желанием самоутвердиться за чужой счет, материальной неудовлетворенностью, неустроенностью в личной жизни, проблемами со здоровьем, семейными неурядицами или психологическими травмами из детства.
Рабочие конфликты
Если вы напрямую не вовлечены в конфликт, постарайтесь не касаться его и косвенно. Не стоит принимать сторону того или иного участника конфликта — вы рискуете остаться виноватым. Также не стоит тратить энергию на наблюдение за конфликтной ситуацией и стараться быть в курсе событий, если результат вас никоим образом не затрагивает.
Если вы вовлечены в рабочий конфликт, можно воспользоваться некоторыми приемами, которые рекомендуют психологи. Но, прежде чем выбрать тактику, необходимо проанализировать ситуацию, объективно оценив причины конфликта, позиции его сторон и вероятные последствия.
- Вы можете уступить противнику, согласившись с его точкой зрения. Такая тактика уместна в случае, когда вы не уверены в своей правоте или ваш оппонент является вашим руководителем. Также не стоит раздувать из мухи слона. Подумайте, разумно ли из-за какой-то мелочи устраивать баталии на рабочем месте?
- Вам лучше уйти от конфликта, сделав вид, что все в порядке, если чувствуете, что у вас не хватит энергии, сил и аргументов участвовать в разрешении спора. Но помните, что невысказанные недовольства и обиды — это огромный стресс для вашего организма. Бизнес-тренеры не рекомендуют использовать этот способ слишком часто, так как вы рискуете получить репутацию слабовольного человека, не имеющего своего мнения.
- Вам следует отстаивать свою точку зрения, когда вы на сто процентов уверены в своей правоте и в том, что ваше решение положительно повлияет на результат общей работы. Главное, доказывая свою правоту, придерживайтесь спокойного тона, аргументируйте свои предложения, избегайте агрессивных или оскорбительных выпадов в сторону ваших коллег и не переходите на личности.
- Научитесь спокойно договариваться с коллегами и приходить к компромиссу. Это очень сложно сделать, особенно если ваш противник настроен не просто решить проблему, а истрепать вам нервы. Не поддавайтесь на провокации, предлагайте взаимовыгодные варианты, напоминайте коллеге, что все, что вы делаете на работе, — это общее дело, а не личная прихоть каждого сотрудника.
Защита от грубиянов
Рассмотренные выше приемы подойдут как для рабочего, так и для межличностного конфликта. Но природа личного недопонимания, как правило, тоньше. Что делать, когда ситуацию и конфликтом-то нельзя назвать? Как поступать, например, когда коллега просто общается в грубой манере или в коллективе завелся сотрудник, который накаляет атмосферу исподтишка?
Как правило, грубияны выбирают в качестве жертвы человека, который кажется им слабым и неуверенным в себе. Но есть и другие случаи. В аптеке, например, выбор может пасть на молодого фармацевта, хорошо зарекомендовавшего себя перед руководством. Ревность сотрудницы, проработавшей дольше и считавшей себя лучшей и единственной, может склонить ее к агрессивному поведению в отношении молодой перспективной коллеги с целью пошатнуть ее уверенность в себе и показать, кто тут главный.
Старайтесь производить впечатление уверенного в себе человека, который может за себя постоять. Возможно, с вами грубиян предпочтет держать дистанцию. Но, если все же кто-то позволяет себе агрессию в ваш адрес, психологи рекомендуют воспользоваться следующими приемами:
- Представьте, что коллега, нагрубивший вам, всего лишь маленький капризный ребенок. Это поможет вам не принимать негативную ситуацию близко к сердцу. Впоследствии вы спокойно можете высказать коллеге свое мнение о том, что не стоит пренебрегать деловым этикетом.
- Игнорируйте психологические атаки коллег, которые говорят гадости только ради того, чтобы расстроить вас и задеть. Вспомните, что, скорее всего, человек так ведет себя из-за личных проблем. Не стоит отвечать агрессией на агрессию, грубостью на грубость. Ведь вы сами видите его поведение со стороны и понимаете, как он выглядит в глазах других коллег и в ваших глазах. Вы же не хотите выглядеть так же.
- Вы можете поставить хама на место, в ответ на его грубости обращая внимание на его поведение. На любые его реплики вы отвечаете, например: «Не пониманию, по какой причине вы мне грубите», «Вот, вы опять мне грубите, хотя я разговариваю с вами спокойно», и так далее. В итоге грубиян умерит свою агрессию, получая в ответ только объективную оценку своего неадекватного поведения.
- Даже если у вас с грубияном перемирие и вам кажется, что отношения улучшились, не стоит раскрывать ему душу. Не делитесь с таким человеком личными проблемами. Когда вы уже знаете, что человек ненадежный, склочный, лучше держать его на расстоянии.
Цена конфликта
От некорректного поведения отдельных сотрудников страдают не только вовлеченные в конфликт коллеги и сторонние наблюдатели. В результате нарушения спокойной рабочей атмосферы в коллективе и траты рабочего времени не по назначению ущерб причиняется непосредственно аптеке, то есть бизнесу в целом. Во-первых, в результате конфликтных ситуаций падает производительность труда и мотивация персонала. Во-вторых, аптека может потерять квалифицированных сотрудников, которые поспешат уволиться из компании со стрессовой и конфликтной рабочей обстановкой. В-третьих, неадекватное и негативное поведение сотрудников аптеки обязательно отразится на отношениях с покупателями. Важно понимать, что в аптеке, где каждый день вы сталкиваетесь со стрессовыми рабочими ситуациями, нужно стремиться проявлять уважение и терпение не только к посетителям, но и к коллегам.
Нет комментариев
Комментариев: 0