Битва первостольников

27.04.2015
00:00
...
Благоприятная атмосфера в коллективе — один из основных кирпичиков в фундаменте работы любой организации, в том числе и аптеки. Однако гармония может быть нарушена конфликтами, которые время от времени случаются среди сотрудников.

Яблоки раздора

Конфликтные ситуации на работе зарождаются, когда между сотрудниками возникает недопонимание или они просто устают друг от друга. В силу того, что все люди разные, причины конфликтов также различны. В аптеке разногласия могут случиться в связи с составлением графиков работы или отпусков, сложностями выполнения важного поручения, разделением полномочий, нарушением дисциплины. Также на работе происходят и межличностные конфликты, которые могут быть связаны с несовместимостью характеров, противоположной манерой общения, различным стилем жизни сотрудников.

Поддерживать благоприятную атмосферу в коллективе и так непросто. При этом масла в огонь может добавить человек, который по природе своей конфликтен. Такие люди, как правило, раздражительны, эмоциональны, зачастую некорректны в выражениях. Складывается ощущение, что они получают удовольствие от конфликтной ситуации, выводя другого человека из себя. Есть категории людей, которые показательно услужливы перед руководством, но высокомерно и по-хамски могут вести себя по отношению к коллегам.

Не всегда можно понять, по какой причине человек так поступает. В частности, грубое и конфликтное поведение коллеги может быть связано с его личными проблемами: необоснованно завышенной самооценкой, желанием самоутвердиться за чужой счет, материальной неудовлетворенностью, неустроенностью в личной жизни, проблемами со здоровьем, семейными неурядицами или психологическими травмами из детства.

Рабочие конфликты

Если вы напрямую не вовлечены в конфликт, постарайтесь не касаться его и косвенно. Не стоит принимать сторону того или иного участника конфликта — вы рискуете остаться виноватым. Также не стоит тратить энергию на наблюдение за конфликтной ситуацией и стараться быть в курсе событий, если результат вас никоим образом не затрагивает.

Если вы вовлечены в рабочий конфликт, можно воспользоваться некоторыми приемами, которые рекомендуют психологи. Но, прежде чем выбрать тактику, необходимо проанализировать ситуацию, объективно оценив причины конфликта, позиции его сторон и вероятные последствия.

  1. Вы можете уступить противнику, согласившись с его точкой зрения. Такая тактика уместна в случае, когда вы не уверены в своей правоте или ваш оппонент является вашим руководителем. Также не стоит раздувать из мухи слона. Подумайте, разумно ли из-за какой-то мелочи устраивать баталии на рабочем месте?
  2. Вам лучше уйти от конфликта, сделав вид, что все в порядке, если чувствуете, что у вас не хватит энергии, сил и аргументов участвовать в разрешении спора. Но помните, что невысказанные недовольства и обиды — это огромный стресс для вашего организма. Бизнес-тренеры не рекомендуют использовать этот способ слишком часто, так как вы рискуете получить репутацию слабовольного человека, не имеющего своего мнения.
  3. Вам следует отстаивать свою точку зрения, когда вы на сто процентов уверены в своей правоте и в том, что ваше решение положительно повлияет на результат общей работы. Главное, доказывая свою правоту, придерживайтесь спокойного тона, аргументируйте свои предложения, избегайте агрессивных или оскорбительных выпадов в сторону ваших коллег и не переходите на личности.
  4. Научитесь спокойно договариваться с коллегами и приходить к компромиссу. Это очень сложно сделать, особенно если ваш противник настроен не просто решить проблему, а истрепать вам нервы. Не поддавайтесь на провокации, предлагайте взаимовыгодные варианты, напоминайте коллеге, что все, что вы делаете на работе, — это общее дело, а не личная прихоть каждого сотрудника.

Защита от грубиянов

Рассмотренные выше приемы подойдут как для рабочего, так и для межличностного конфликта. Но природа личного недопонимания, как правило, тоньше. Что делать, когда ситуацию и конфликтом-то нельзя назвать? Как поступать, например, когда коллега просто общается в грубой манере или в коллективе завелся сотрудник, который накаляет атмосферу исподтишка?

Как правило, грубияны выбирают в качестве жертвы человека, который кажется им слабым и неуверенным в себе. Но есть и другие случаи. В аптеке, например, выбор может пасть на молодого фармацевта, хорошо зарекомендовавшего себя перед руководством. Ревность сотрудницы, проработавшей дольше и считавшей себя лучшей и единственной, может склонить ее к агрессивному поведению в отношении молодой перспективной коллеги с целью пошатнуть ее уверенность в себе и показать, кто тут главный.

Старайтесь производить впечатление уверенного в себе человека, который может за себя постоять. Возможно, с вами грубиян предпочтет держать дистанцию. Но, если все же кто-то позволяет себе агрессию в ваш адрес, психологи рекомендуют воспользоваться следующими приемами:

  1. Представьте, что коллега, нагрубивший вам, всего лишь маленький капризный ребенок. Это поможет вам не принимать негативную ситуацию близко к сердцу. Впоследствии вы спокойно можете высказать коллеге свое мнение о том, что не стоит пренебрегать деловым этикетом.
  2. Игнорируйте психологические атаки коллег, которые говорят гадости только ради того, чтобы расстроить вас и задеть. Вспомните, что, скорее всего, человек так ведет себя из-за личных проблем. Не стоит отвечать агрессией на агрессию, грубостью на грубость. Ведь вы сами видите его поведение со стороны и понимаете, как он выглядит в глазах других коллег и в ваших глазах. Вы же не хотите выглядеть так же.
  3. Вы можете поставить хама на место, в ответ на его грубости обращая внимание на его поведение. На любые его реплики вы отвечаете, например: «Не пониманию, по какой причине вы мне грубите», «Вот, вы опять мне грубите, хотя я разговариваю с вами спокойно», и так далее. В итоге грубиян умерит свою агрессию, получая в ответ только объективную оценку своего неадекватного поведения.
  4. Даже если у вас с грубияном перемирие и вам кажется, что отношения улучшились, не стоит раскрывать ему душу. Не делитесь с таким человеком личными проблемами. Когда вы уже знаете, что человек ненадежный, склочный, лучше держать его на расстоянии.

Цена конфликта

От некорректного поведения отдельных сотрудников страдают не только вовлеченные в конфликт коллеги и сторонние наблюдатели. В результате нарушения спокойной рабочей атмосферы в коллективе и траты рабочего времени не по назначению ущерб причиняется непосредственно аптеке, то есть бизнесу в целом. Во-первых, в результате конфликтных ситуаций падает производительность труда и мотивация персонала. Во-вторых, аптека может потерять квалифицированных сотрудников, которые поспешат уволиться из компании со стрессовой и конфликтной рабочей обстановкой. В-третьих, неадекватное и негативное поведение сотрудников аптеки обязательно отразится на отношениях с покупателями. Важно понимать, что в аптеке, где каждый день вы сталкиваетесь со стрессовыми рабочими ситуациями, нужно стремиться проявлять уважение и терпение не только к посетителям, но и к коллегам.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.